РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: О.Ю. Васильева Ю.П.Зинченко

В РАО прошла конференция, посвященная непрерывному педагогическому образованию

8 ноября 2018 г. в Российской академии образования прошла научно-практическая конференция по реализации моделей интеграции среднего профессионального педагогического образования в непрерывную систему подготовки педагогических кадров.

Конференция была организована для обсуждения актуальных вопросов совершенствования системы профессиональной педагогической подготовки в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования, выработки основных направлений интеграции среднего профессионального образования в систему непрерывной подготовки педагогических кадров.

Участие в Конференции приняли свыше двухсот пятидесяти участников из 65 регионов России – представители федерального учебно-методического объединения высшего образования, учебно-методического объединения среднего профессионального образования по укрупненной группе специальность «Образование педагогической науки», ректоры и проректоры педагогических университетов, а также руководители и заместители директоров колледжей, реализующих программу подготовки педагогических кадров.

Открывая Конференцию, исполняющий обязанности президента Российской академии образования Юрий Петрович Зинченко подчеркнул, что впервые для обсуждения актуальных вопросов совершенствования непрерывного педагогического образования собрались не только представители среднего и высшего профессионального образования, но и руководители и специалисты региональных институтов развития образования, региональных органов управления в сфере образования из 12 регионов – Ярославского, Калининградского, Воронежского, Ивановского, Калужского, Хабаровского, Орловского, Новосибирского, Тверского, республик Калмыкия, Татарстан и Чувашия.

В Конференции приняла участие министр просвещения Ольга Юрьевна Васильева, которая отметила, что на сегодняшний день в педагогических коледжах обучаются сто семьдесят три тысячи пятьсот человек.

«Мы наблюдаем положительную динамику приема на специальности с педагогической направленностью, только в прошлом году количество абитуриентов составило сорок восемь тысяч пятьсот человек. Но к сожалению пока еще не все регионы учувствуют в этом росте. Наиболее активные в этом плане – Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, республика Дагестан и Свердловская область», – сказала глава Минпросвещения.

Также, О.Ю. Васильева рассказала о положительном опыте поддержки выпускников средних профессиональных педагогических учреждений в регионах России и выразила надежду на то, что педагогические образовательные организации уделят особое внимание вопросам качества подготовки кадров, а также обеспечат достойное повышение квалификации учителей.

Участие в пленарном заседании Конференции приняли руководитель аппарата ФУМО ВО Образование и педагогические науки, начальник управления организационно-методического обеспечения сотрудничества в педагогическом образовании РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат педагогических наук Ирина Эдуардовна Кондакова; председатель Ассоциации педагогических колледжей, директор ГПОАУ ЯО «Ярославский педагогический колледж», кандидат педагогических наук Михаил Евгеньевич Лавров.

В рамках пленарного заседания с докладами выступили руководитель Учебного центра ФГБУ РАО Елена Анатольевна Комарницкая «Практики построения региональных образовательных кластеров»; начальник отдела аттестации и повышения квалификации управления общего и дополнительного образования Министерства образования и науки хабаровского края Евгения Владимировна Матаржук «Педагогический образовательный кластер как региональная модель непрерывного педагогического образования»; ректор ФГБОУ ВО «Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского», доктор педагогических наук, Михаил Вадимович Груздев «Региональный образовательный комплекс как модель непрерывного педагогического образования»; директор института Детства РГПУ им. А.И. Герцена, член ФУМО по УГСН Образование и педагогические науки, доктор педагогических наук Александра Гививна Гогоберидзе «Образовательно-профессиональные траектории непрерывного педагогического образования выпускников СПО».

Е.А. Комарницкая
Конференция
Юрий Зинченко
Н.Н. Малофеев

Докладчики отметили, что процессы модернизации педагогического образования связаны с повышением качества подготовки педагогических кадров, приведением системы педагогического образования в соответствии со стандартами профессиональной деятельности педагога, с обновлением содержания общего образования. Важно решение таких актуальных вопросов как реализация принципа преемственности в образовательных программах подготовки педагогов, единства требований к качеству подготовки педагогических кадров, развитие сетевого взаимодействия в региональных образовательных кластерах, изучение регионального опыта практик эффективного управления системой подготовки кадров, разработка модели интеграции среднего профессионального педагогического образования в систему непрерывного педагогического образования. Все эти вопросы нашли отражение в ведомственной программе «Модернизация педагогического образования в Российской Федерации на 2018-2020 гг.».

Секционные заседания в рамках Конференции прошли в Московском педагогическом государственном университете.

С приветственным словом к участникам обратилась проректор ФГБОУ «Московский педагогический государственный университете» Е.Л. Болотова, которая пожелала коллегам плодотворной работы в стенах старейшего педагогического вуза России.

В рамках конференции прошли следующие секции:

– Механизмы реализации преемственности программ педагогического образования в региональном образовательном комплексе.

Модераторы: Е.Л.Болотова, проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; М.В. Груздев, ректор ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»; М.Е.Лавров, директор ГПОАУ ЯО «Ярославский педагогический колледж»;

– Сетевое взаимодействие в региональных образовательных кластерах. 

Модераторы: М.Ю.Парамонова, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ; А.Г.Гогоберидзе, директор института Детства РГПУ им. А.И. Герцена, член ФУМО по УГСН Образование и педагогические науки; А.Г.Залялова, директор ГАПОУ Казанский педагогический колледж;

– Управление качеством дополнительного профессионального образования в непрерывной системе подготовки педагогических кадров.

Модераторы: Н.Ю.Склярова, советник при ректорате ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», член ФУМО по УГСН Образование и педагогические науки; В.А.Протопопова, зав. кафедрой педагогики ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО; Е.С.Потапова, исполнительный директор ассоциации кинопедагогов;

– Развитие педагогической культуры школьников как компонент системы непрерывного педагогического образования в России.

Модераторы: Е.Г.Врублевская, заместитель руководителя Центра развития образования; Т.М.Гозман, директор ГБУКОПОО «Педагогический колледж»;

– Проектирование региональных систем непрерывной подготовки педагогических кадров.

Модераторы: И.Э.Кондракова, руководитель аппарата ФУМО ВО Образование и педагогические науки, начальник управления организационно-методического обеспечения сотрудничества в педагогическом образовании РГПУ им А.И. Герцена; Е.А.Комарницкая, руководитель Учебного центра ФГБУ «Российская академия образования»; М.А.Гончаров, директор института «Высшая школа образования» МПГУ;

– Примерные основные образовательные программы СПО по педагогическим специальностям: специфика, общественная экспертиза и внесение дополнений.

Модераторы: И.Г.Копотюк, председатель ФУМО СПО по УГПС 44.00.00 Образование и педагогические науки, директор ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж; О.А.Веннецкая, заведующий Лабораторией профессионального образования Центра развития образования РАО.

По итогам Конференции Е.А. Комарницкая предложила участникам мероприятия проект резолюции с последующим обсуждением и дополнением.

Конференция завершилась общим собранием членов Ассоциации образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по укрупнённой группе профессий и специальностей 44.00.00 «Образование и педагогические науки» (АПК).

Участники Конференции отметили, что для реализации стратегических ориентиров и поставленных задач требуется установление взаимодействия системы высшего и среднего профессионального педагогического образования, а также государственных органов субъектов Российской Федерации в сфере образования, органов местного самоуправления, коллективов образовательных организаций, работодателей, местных сообществ, профессиональных ассоциаций и других социальных партнеров в сфере образования.

Результаты работы Конференции будут способствовать консолидации ресурсов и компетенций колледжей, вузов, государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации в вопросах развития системы непрерывного педагогического образования.

Презентации участников конференции:

В.С. Басюк, заместитель президента Российской академии образования, доктор псих.наук, «Основные приоритеты государственной политики в подготовке педагогических кадров»;

З.Н. Борисова, преподаватель Вилюйского педагогического колледжа имени Н.Г.Чернышевского, Республика Саха (Якутия), к.п.н., «Модель интегрирования основного и  дополнительного образования как условие  подготовки педагогов инклюзивного  образования»;

Т.П. Войтенко, ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт развития образования, заместитель директора«Укрепление чувства профессионального долга как стержневой элемент непрерывного педагогического образования»;

Н. А. Воробьева, к.п.н., доцент, ГАОУ ВО МГПУ, «Опыт интеграции среднего профессионального педагогического образования в систему подготовки педагогических кадров»;

А. Г. Гогоберидзе, директор института детства РГПУ им. А.И. Герцена, «Образовательно-профессиональные траектории  непрерывного педагогического образования выпускников СПО»;

Т. М. Гозман, директор ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж», канд.пед.наук, доцент, «Модель интегрированной образовательной среды как территории профессионального самоопределения обучающихся в пользу педагогических специальностей»;

М.В. Груздев, ректор ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, «Ярославская область: формирование системы непрерывного педагогического образования»;

А.Г. Заляловадиректор ГАПОУ «Казанский педагогический колледж», к.п.н«Педагогический колледж – региональный ресурсный центр по подготовке педагогических кадров»;

А.В. Золотарева, ректор ГАУ ДПО ЯО Институт развития образования, д.п.н., профессор, «Региональные модели непрерывного профессионального развития педагогических кадров»;

Л.А. Зорькина, ректор Калининградского областного института развития образования, «Проектирование региональной системы непрерывной подготовки педагогических кадров. Опыт Калининградской области»;

Л.П. Иванова, директор СПБ ГБПОУ «Педагогический колледж №8»«Профессионально-образовательные траектории непрерывного педагогического образования выпускника СПО: первые итоги, новые горизонты»;

Н.В. Каменкова, директор ГБПОУ «Миасский педагогический колледж», «Педагогическое волонтерство и добровольчество как инструмент выявления педагогически одаренных студентов и школьников (из опыта работы Миасского педагогического колледжа)»;

Е.А. Комарницкаяруководитель Учебного центра РАО, «Практики построения региональных образовательных кластеров»;

Е. А. Комарницкая, руководитель Учебного центра РАО, член ФУМО СПО, ФУМО ВО по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», «Поддержка деятельности ФУМО СПО через профессионально-общественные сообщества»;

А. М. Кондаков, генеральный директор компании «Мобильное Электронное Образование», руководитель проекта по разработке ФГОС общего образования (2005-2012), руководитель подгруппы «Общее и дополнительное образование» Центра компетенций по направлению «Кадры и образование» Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», д.п.н., член-корреспондент РАО, «Базовая модель компетенций – ядро системы образования и развития человека в условиях цифровой экономики»;

А. М. Кондаков, генеральный директор компании «Мобильное Электронное Образование», д.п.н., член-корреспондент РАО, От школы «для всех» к цифровой школе равных возможностей для каждого»;

М.П. Левченко, директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону  «Лицей № 103 имени Сергея Козлова»«Управление кадровым потенциалом инновационной школы в системе взаимодействия – «Школа-СПО-ВО-ДПО»;

М.И. Макарова, Зав. Отделом организационно-методической поддержки и развития научно-технического и медиатворчества Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Московской области «Областной центр развития дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодежи», «Мероприятия по развитию медиатворчества»;

Е.В. Матаржукначальник отдела аттестации и повышения квалификации министерства образования и науки Хабаровского края, «Педагогический образовательный кластер как региональная модель непрерывного педагогического образования»;

В. А. Новицкая, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, к.п«Модель взаимодействия РГПУ им. А.И. Герцена и педагогических коллежей Санкт – Петербурга в системе подготовки педагогических кадров для региона»;

ГАПОУ «ВСПК»Разработка примерной основной образовательной программы СПО по специальности 44.02.01. «Дошкольное образование»

Е.С. Рожкова, директор Ачинского педагогического колледжа, «Модель непрерывной подготовки педагогических кадров во взаимодействии Ачинского педагогического колледжа с муниципалитетами западной группы районов Красноярского края»;

Н.Ю. Склярова, советник ректора ФГБУ ВО «Московский педагогический государственный университет», канд. пед.наук, В.А. Протопопова, заведующий кафедрой педагогики ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, канд. пед.наук, «Управление качеством дополнительного профессионального образования в системе непрерывного педагогического образования» научно-практической конференции по реализации моделей непрерывного педагогического образования»;

Ассоциация профессиональных образовательных организаций, реализующих программы педагогического профиля, «Система непрерывной подготовки педагогических кадров: от теории к практике»;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (Филиал ОмГПУ в г.Таре), «Базовая кафедра как механизм взаимодействия в системе непрерывного педагогического образования».

 

Фото: С.Л. Савин