Экспертная деятельность занимает важное место в процессах повышения качества управления системой образования, а также обеспечения качества условий и результатов образовательной деятельности.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ определяет необходимость и обязательный характер экспертизы для
примерных основных образовательных программ и примерных рабочих программ по предметам, курсам и дисциплинам общего образования (Статья 12, 273-ФЗ);
учебников, учебных пособий, а также электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации основных образовательных программ общего образования, прошедших государственную аккредитацию в установленном порядке (Статья 18, 273-ФЗ);
материалов, представленных образовательными организациями в процессе процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности (Статья 92, 273-ФЗ);
материалов, представленных образовательными организациями в ходе осуществления федерального государственного контроля (надзора) (Статья 93, 273-ФЗ);
проектов нормативных и правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания (Статья 94, 273-ФЗ);
образования и (или) квалификации, полученной в иностранных образовательных организациях, не подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации о взаимном признании или не входящих перечень иностранных образовательных организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации (Статья 107, 273-ФЗ).
Наряду с указанными направлениями обязательной экспертизы, объектами экспертной оценки часто являются образовательные программы, разрабатываемые и реализуемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также проекты и программы, реализуемые органами управления образования различного уровня (федерального, регионального, муниципального).
Экспертная деятельность ФГБУ «Российская академия образования», в соответствии с Уставом, относится к категории основных видов деятельности Академии. К экспертизе привлекаются ведущие ученые и практики, а также эксперты, прошедшие в установленном порядке процедуру сертификации и обладающие большим опытом научно-исследовательской и экспертно-аналитической деятельности в сфере образования.
Для организации и координации экспертной деятельности в 2015 году был создано специальное структурное подразделение – Центр экспертизы в образовании РАО.
Центр экспертизы в образовании РАО имеет опыт организации и проведения экспертизы:
- примерных основных образовательных программ и примерных рабочих программ по предметам, курсам и дисциплинам общего образования
- учебников, учебных пособий, а также электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации основных образовательных программ общего образования, прошедших государственную аккредитацию в установленном порядке;
- проектов нормативных и правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания;
- образовательных программ, разрабатываемых и реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
- проектов и программ, реализуемые органами управления образования различного уровня.
Экспертиза проводится по запросу федеральных органов власти в рамках государственного задания, а также по запросу иных физических или юридических лиц в рамках иной, приносящей доход деятельности.
Учебным центром РАО, совместно с Центром экспертизы в образовании, реализуется программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) – «Экспертная деятельность в образовании» (36 часов) с выдачей удостоверения установленного образца.
Успешное обучение по программе «Экспертная деятельность в образовании» дает возможность пройти процедуру сертификации в качестве эксперта РАО.
Адрес электронной почты Центра экспертизы в образовании: cee@raop.ru