Заметным событием в Научном центре РАО при НГПУ (Новосибирск) стало участие директора НЦ профессора Нины Васильевны Наливайко в работе Международного конгресса женщин стран – участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС 3 июля 2017 года.
В выступлении на конгрессе она сообщила о наличии в Научном центре РАО при НГПУ двух направлений исследований, актуальных для всех стран – участниц конгресса: «Философия образования (воспитания) Востока и Запада, развитие диалога» и «Философия образования в условиях глобализации и новой геополитики». Ею было отмечено, что «…позитивное и негативное влияние глобализации охватывает все страны и все основные сферы жизнедеятельности человека, в том числе образование. Философия образования в рамках отмеченных выше и других тем в ходе диалога «Восток – Запад» не должна ограничиваться общей критикой глобализации, но рассматривать ее разностороннее влияние на все основные сферы жизнедеятельности человека, в том числе, и особенно – на образование.
Глобализация не только ускорила строительство единого мира с одним огромным рынком товаров и услуг, но и способствовала дальнейшему расслоению внутри этого мира. Она все больше приобретает характер «американизации» мира и, тем самым, не устраняет, но усиливает угрозы энергетической, продовольственной, питьевой безопасности, обостряет глобальные проблемы современности. Все проблемы, порожденные глобализацией, так или иначе, связаны с образованием, составляющим интеллектуальное будущее России, всех стран БРИКС и ШОС, с их способностью грамотно, оперативно и своевременно решать возникающие проблемы, отвечать на вызовы глобализации.
Все более актуальной становится задача научиться жить в сосуществовании идеологий, культур и религий, Запада и Востока, усилить роль стран ШОС как «моста» для мирного диалога и взаимодействия между народами и государствами. Сфера образования должна стать важнейшим и долгосрочным приоритетом развития всех наших стран. Сегодня важно ставить целью образовательных реформ не только адаптацию системы национального образования к мировой социально-экономической и образовательной среде, но ее способность подготовить молодое поколение к адекватному ответу на новые вызовы глобализации. Именно от этого зависит будущее наших детей, нового поколения молодежи».
В докладе было также подчеркнуто, что педагогика каждого народа хранит в своей памяти способы обучения, воспитания, прошедшие подлинную селекцию накопленных народом способов и методов образования. Любая государственная система образования и воспитания должна строиться не по «образу и подобию» инонациональной, но на позитивных достижениях и традициях «своей» этнонациональной педагогики.
Страны ШОС и БРИКС активно развиваются, и женщины имеют огромный потенциал во всех сферах, в том числе, в науке и в образовании. Речь на конгрессе шла не только об обмене опытом, но и о выработке новых современных решений, соответствующих уровню современных задач.