29 марта 2017 года состоялась Научная сессия Тюменского научно-образовательного центра Российской академии образования, организованная на базе ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Российской академии образования.
В работе Научной сессии приняли участие представители региональных и городских органов управления образованием, директора школ, педагоги, психологи, научно-педагогические работники образовательных организаций Тюмени, Ишима, Тобольска, Екатеринбурга, Ханты-Мансийска (общешкольного, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования), преподаватели, аспиранты, соискатели, докторанты.
Предметом работы Научной сессии ТюмНОЦ РАО стала проблема подготовки педагогов в соответствии с современными требованиями к качеству педагогического образования, подходы и способы ее решения в Тюменском государственном университете.
В приветственном слове ректор Тюменского государственного университета В.Н. Фальков подчеркнул актуальность тематики сессии, особо акцентируя роль профессионализма педагога в работе с разными категориями обучающихся.
В установочных докладах были рассмотрены вопросы стратегии развития отечественного образования и ее научного обеспечения (академик РАО, д-р пед. наук, профессор, научный руководитель Тюменского научно-образовательного центра РАО В.И. Загвязинский) и формирования конкурентоспособности выпускников в организациях высшего образования (академик РАО, д-р филос. наук, профессор, руководитель Тюменского научно-образовательного центра РАО Г.Ф. Куцев).
В основных докладах, с которыми выступили проректор по образовательной деятельности Тюменского государственного университета Т.В. Погодаева и директор Института психологии и педагогики Л.М. Волосникова, были раскрыты содержание и способы реализации принципа индивидуальной образовательной траектории обучающегося в ТюмГУ, презентована экспериментальная модель педагогического образования.
По материалам установочных и основных докладов сделали сообщения внешние эксперты: академик РАО, д-р пед. наук, профессор, научный руководитель Российского государственного профессионально-педагогического университета Г.М. Романцев (г. Екатеринбург) и д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики и психологии Югорского государственного университета С.А. Гильманов (г. Ханты-Мансийск). Они отметили актуальность и продуктивность принятого направления развития педагогического образования, предложили конструктивные рекомендации к презентованным материалам.
В серии последующих докладов были раскрыты дополняющие общую модель подготовки педагога аспекты проблемы совершенствования педагогического образования, в том числе: о соотношении потребностей практики и способов совершенствования подготовки педагога в университете (С.Н. Дегтярев, д-р пед. наук, доцент, директор академической гимназии Тюменского государственного университета), о подходах к обеспечению компетенций современного педагога в практической деятельности (О.В. Ройтблат, народный учитель РФ, д-р пед. наук, доцент, директор Тюменского областного государственного института развития регионального образования), о специфике модели подготовки педагога для сельской школы и условиях ее реализации в практике (С.П. Шилов, д-р ист. наук, профессор, директор Ишимского педагогического института им. П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета), об актуальных проблемах математического образования (В.Н. Кутрунов, д-р физ.-мат. наук, профессор, заведующий кафедрой алгебры и математической логики Тюменского государственного университета); о роли региональной культуры в подготовке педагога (В.С. Сулимов, д-р ист. наук, доцент кафедры профессионального обучения Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета, Г.Ч. Файзуллина, канд. филол. наук, доцент кафедры филологического образования Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета); о модели подготовки педагога в условиях СПО (В.В. Черепанов, канд. пед. наук, директор ГАПОУ ТО «Тюменский педагогический колледж»), о результатах работы ученых ТюмГУ по гранту РНФ «Формирование практико-ориентированной исследовательской деятельности педагога в многоуровневом университетском образовании» (Е.Г. Белякова, д-р пед. наук, доцент, профессор академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета).
В резолюции, принятой участниками Научной сессии ТюмНОЦ РАО, отмечается, что Тюменский государственный университет является активным участником процессов модернизации педагогического образования, в контексте которых основными направлениями деятельности университета являются активное участие в формировании современной общероссийской практико-ориентированной модели педагогического образования, соответствующей требованиям профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования; формирование во взаимодействии со стратегическими партнерами образовательных программ подготовки педагогов, конкурентоспособных и востребованных на рынке образовательных услуг. Разработанная в Тюменском государственном университете экспериментальная модель педагогического образования на основе принципа индивидуального образовательного маршрута содержит необходимый потенциал для обеспечения современного качества педагогического образования. По результатам работы сессии были приняты рекомендации по дальнейшей разработке, апробации и системному мониторингу экспериментальной модели педагогического образования на основе принципа индивидуального образовательного маршрута с учетом внесенных предложений и замечаний.