Более 300 специалистов обсудили психолого-педагогические аспекты комплексной реабилитации и абилитации инвалидов

Меню раздела

С 19 по 20 ноября прошла Всероссийская конференция, посвященная вопросам работы с детьми и взрослыми с ОВЗ или инвалидностью. Конференция проводилась при непосредственном участии Уральского регионального научного центра РАО.

На этой неделе в Департаменте психологии УрФУ прошла II Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: психолого-педагогические аспекты». В Екатеринбурге съехались специалисты со всей Свердловской области и из различных регионов России. В течение двух дней более 300 педагогов, психологов, преподавателей, ученых и руководителей образовательных и общественных организаций обсуждали проблемы и делились опытом работы с детьми и взрослыми, имеющими инвалидность или ограниченные возможности здоровья.

Открыла конференцию заместитель проректора по учебной работе УрФУ Екатерина Черепанова. Приветственные слова так же прозвучали от начальника отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Министерства образования и молодежной политики Свердловской области Светланы Блаженковой, директора Уральского гуманитарного института Эльвиры Сыманюк, члена Совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Ирины Сухановой.

После открытия первый день Конференции продолжился пленарным заседанием, на котором прозвучали доклады, касающиеся проблемы психолого-педагогического сопровождения процесса реабилитации и абилитации инвалидов и детей с ОВЗ. По словам директора департамента психологии, Анны Печеркиной, Конференция имеет большую значимость не только для уже состоявшихся специалистов, но и для студентов, которые планируют работать в образовательных и коррекционных учреждениях.

«Безусловно, вопросы психолого-педагогического сопровождения абилитации детей-инвалидов являются очень актуальными. Благодаря подобным конференциям у наших студентов есть возможность посмотреть, как развивается данное направление психологической науки и практики в настоящее время, какие есть тенденции на будущее, к каким профессиональным навыкам нужно стремиться», — отмечает Анна Печеркина.

В рамках конференции прошло две дискуссионные площадки и экспертная сессия. Специалисты обсуждали предмет социально-педагогического сопровождения, современные подходы к процессу обследования детей с тяжелыми множественными нарушениями, делились опытом реализации инклюзивных проектов в сфере основного и дополнительного образования.

Отдельным видом активности выступили мастер-классы, подготовленные приглашенными специалистами-практиками, а также преподавателями Уральского федерального университета, имеющими опыт работы с детьми и взрослыми с инвалидностью и ОВЗ. По словам соорганизатора Конференции директора Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» Ларисы Макаровой, Свердловская область как регион является одним из лидеров в плане организации или внедрения новых подходов и различных передовых технологий.

«Сейчас по заказу Центра «Ресурс» на базе УрФУ создается электронный тьютор, который позволяет сопровождать тяжелых детей с помощью аудио-сигнала и каких-то простых инструкций. Данная разработка особенно актуальна, когда один педагог не может сопровождать каждого обучающегося с ОВЗ индивидуально, — делится Лариса Вениаминовна. — Для нас как специалистов-практиков очень ценным является опыт организации конференции совместно с психологами-учеными. Такое взаимодействие, на мой взгляд, позволяет психологам-практикам получить надежные данные о результатах самых передовых научных исследований в области реабилитации и абилитации инвалидов».

В рамках секционных заседаний прошел конкурс докладов и презентаций. Среди докладов, подготовленных специалистами Уральского федерального университета, получили высокую оценку: «Возможности использования приложения «Электронный тьютор» для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзии» (Т.Ю. Быстрова, Л.В. Токарская), «Когнитивные стратегии понимания ценностей в тексте при различных видах ментальных дисфункций» (М.М. Ицкович), «Исследование мотивации к реабилитации у людей с травмами опорно-двигательного аппарата» (М.Е. Пермякова, Е.А. Леонтьева), «Деятельность Центра инклюзивного образования по улучшению процессов адаптации и социализации студентов с ОВЗ и инвалидностью» (О.И. Ориничева), «Исследование влияния контактов и совместного обучения на признание значимости высшего образования для лиц с ОВЗ» (А.М. Александрова, О.И. Дорогина).

Конференция проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, а также при непосредственном участии Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс», Уральского регионального научного центра РАО и Свердловского отделения Российского психологического общества.

Фото: @karinagolovanova/psy-urgi.urfu.ru