Научная платформа развития сетевового взаимодействия в образовании: 11 лет сотрудничества и инноваций

Меню раздела

С 2006 года  ФГАОУ ВО РГППУ и  Уральское отделение Российской академии образования, а  после  его реорганизации  — Научный центр РАО РГППУ, на основе Генеральных соглашений о сотрудничестве с рядом территорий Уральского региона выстраивает системную деятельность по научно-консультационной и  научно-исследовательской  поддержке практики инновационного развития образования на основе сетевого взаимодействия образовательных и научных  организаций. Все образовательные организации, вошедшие на основе договорных отношений  в проект, получили статус сетевой экспериментальной площадки. Научными руководителями проекта и организаторами сетевового взаимодействия стали проф., д-р пед. наук Е.М.Дорожкин, проф. д-р пед. наук В.А.Федоров, доц., канд. техн. наук Н.Н.Давыдова.

Деятельность экспериментальной площадки  направлена на  научную поддержку процессов  саморазвития и  самоорганизации   инновационно-активных образовательных организаций — участников проекта. Одной из  целей научного исследования стал экспериментальный поиск и  теоретическое обоснование   наиболее предпочтительной модели сетевого взаимодействия. В  основу был положен функциональный подход,   обеспечивающий рациональное распределение  задач между участниками.  Системно ведется самодиагностика и внешняя экспертиза профессиональных оснований деятельности  участников взаимодействия,   разработан  и апробирован комплекс критериев, позволяющий оценивать степень инновационности изменений, проводимых в  образовательных организациях  – участниках  сетевого взаимодействия. Оформлен  понятийный аппарат теории развития сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных организаций, определены методологические основания создания условий для самоорганизации членов сетевого взаимодействия, обобщен и систематизирован педагогический опыт, связанный с разработкой и реализацией существующих моделей создания условий для самоорганизации членов сетевого взаимодействия и научно-сервисного сопровождения инновационной деятельности субъектов сети. В ходе опытно-поисковой работы определены основные организационно-содержательные условия формирования эффективной инфраструктуры  научно-образовательной сети, выявлены существенные характеристики сетевого взаимодействия и совокупности специфических принципов управления. Разработан ряд   модульных образовательных программ, ориентированных на повышение профессионализма  администраций и педагогических работников образовательных организаций  в условиях сетевого взаимодействия.

С 2014 года развивается деятельность по разработке методологии развития  сетевого взаимодействия в форме научно- образовательного кластера.

Проект был поддержан грантами  РГНФ №11-06-00771а и  РГНФ №  14-16-66032.   Получены  свидетельства  Федеральной службы по интеллектуальной собственности «Роспатент» № 2013621562   и № 2016620038 о государственной регистрации баз данных. На 15-м юбилейном Российском образовательном форуме проект «Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных организаций Уральского региона» (тогда еще осуществлявшийся под эгидой УрО РАО)  был признан  победителем и удостоен   почетного приза «Жемчужина Российского образования».  Разработанная в ходе опытно-поисковой деятельности  модель  управления  процессами кластерной интеграции образовательных организаций была  удостоена  Диплома 1 степени на Всероссийском конкурсе «Образование  для настоящего и будущего России» Национальной Премии «Золотой фонд Российского образования».

 В 2015 и 2016 годах   материалы исследований  опубликованы в ряде коллективных монографий педагогической направленности (Самара, Ярославль). В 2016 году издана монография  «Научно-образовательные сети: теория и практика», Екатеринбург, РГППУ, 2016, 481 с. В изданиях  из международной базы  Скопус опубликовано 7 научных работ, в изданиях, включенных  в European Reference Index for the Humanities and Social Sciences (ERIH PLUS) — 5, в изданиях из списка ВАК  и РИНЦ более 70 научных  работ участников взаимодействия по теме исследования.

Участники сетевого взаимодействия многократно входили во  всероссийские рейтинги лучших образовательных организаций страны,  становились  победителями и лауреатами Всероссийского  конкурса «100 лучших школ России», Всероссийского конкурса национальной премии «Золотой фонд российского образования», «Элита российского образования», «Панорама учебного сотрудничества»; конкурсов на лучшую организацию работы по внедрению ИКТ в образовательный процесс «ВЕБ — лидер»; Общероссийской акции «Виват, наука»,  Всероссийского конкурса «Новаторство в образовании»; Всероссийского конкурса  образовательных программ и проектов по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи  «Гражданин и патриот России», Всероссийского конкурса «Мои инновации в образовании» и многих  других профессиональных конкурсов, направленных на поддержку и развитие инновационных процессов в образовании. 

С 2017 года  исследовательская деятельность  научно-образовательной сети ведется в статусе экспериментальной площадки Института стратегического развития образования  РАО по теме «Инновационные модели образовательных систем в условиях преемственности непрерывного образования». Ход опытно — поисковой работы регулярно обсуждается в ходе научно-практических конференций разного уровня, Педагогических чтений, научно-образовательных семинаров,  на Круглых столах и др. Так, в  сентябре – октябре 2017 года  для участников сетевого взаимодействия организован цикл научно-практических  семинаров по проблеме «Управление человеческими ресурсами в условиях внедрения нововведений и реализации ФГОС всех уровней», участниками которого стали представители более 60 образовательных организаций, участвующих в сетевом взаимодействии.