В ноябре 2017 года в рамках деятельности НОЦ РАО при ТГПУ им. Л. Н. Толстого состоялся научный семинар по теме «Условия становления субъектности педагога в процессе вхождения в профессиональную среду» под руководством академика РАО, доктора педагогических наук, профессора А. А. Орлова.
С докладом по данной теме выступила директор Департамента профессиональной ориентации и содействия трудоустройству выпускников ТГПУ им. Л.Н. Толстого, кандидат психологических наук, доцент С. П. Будникова. В обсуждении доклада принял участие профессорско-преподавательский состав коллектива НОЦ РАО.
С. П. Будникова является руководителем направления работы группы НОЦ РАО по данной теме. Ею, при участии коллектива группы, подготовлена научная статья «Мотивация профессионального выбора как компонент профессиональной субъектности педагога», которая была издана в журнале «Психологическая наука и образование» (Выпуск 2017. Том 22. №5). Данный журнал рекомендован ВАК Министерства образования РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований, а также включен в Web of Science Emerging Sources Citation Index (ESCI).
В статье поднимаются вопросы анализа факторов, определяющих выбор образовательной организации высшего образования и будущей профессии абитуриентами вуза, на примере ТГПУ им. Л.Н. Толстого.
Обращается внимание на то, что проблема мотивов профессионального выбора является особо значимой при анализе условий становления профессиональной субъектности. В исследовании приняли участие 62% всех первокурсников и 85% поступивших на педагогические направления подготовки в ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Исследование проводилось с помощью разработанной автором анкеты «Мотивы выбора вуза», «Методики определения мотивации учения студентов» В. Г. Каташева и методики «Изучение мотивации профессиональной деятельности» К. Замфира в модификации А. А. Реана.
Констатируется, что большинство абитуриентов делают выбор, основываясь на эмоциональном отношении к профессиональной сфере, и в целом оно положительное.
Обнаружено, что у большинства будущих педагогов доминируют значимые внутренние и внешние положительные мотивы. Обозначена необходимость выявления универсальных критериев, которые бы помогли обнаружить предпосылки к успешной самореализации в профессии в процессе обучения в вузе и, следовательно, обнаружить механизмы управления этим процессом.
Предложены возможные формы, активизирующие сферы профессиональной самоориентации в вузе.