Механизмы дидактической и методической подготовки учителя ХХI века

Меню раздела

Механизмы дидактической и методической подготовки учителя ХХI века обсуждались в цикле научно-практических семинаров, проходивших под эгидой Приволжского регионального научного центра Российской академии образования 6-8 сентября в Институте психологии и образования Казанского федерального университета.

Остроту и дискуссионность обсуждения проблемы иницировали студенты, впервые принимавшие участие в этой работе. Не секрет, что проблемы дидактического и методического обеспечения процесса подготовки учителя (да и не только учителя) в последние десятилетия практически выпали из поля зрения ученых, администраторов, менеджеров, да и самой общественности. Сформировалось иллюзорное представление о том, что формализованные электронные образовательные ресурсы (ЭОР), наспех сделанные (и часто не качественные) электронные учебники, пособия, разнообразные интернет-ресурсы, вебинары и т.д. уже создали разумную и более эффективную альтернативу «бумажным» учебникам и методическим пособиям. Тем более что эта альтернатива самоокупаема и приносит доход.

Вопрос же о качестве такой, цифровой, подготовки остается риторическим. Для обучающихся – это часто удобная лазейка для мнимого повышения своего образовательного уровня и дальнейшей иногда качественной, а иногда и некачественной профессиональной деятельности, для преподавателей – в лучшем случае форма не всегда объективного контроля (иногда дохода), в худшем – форма вынужденной транслируемой сверху необходимости.

Международные конференции по геймификации высшего образования и развитию цифровой педагогики в России показывают, что их организаторы и идейные вдохновители или не знают теорию и методику профессионального образования или попросту забыли о ней. И это может иметь серьезные негативные последствия для системы профессионального образования.

Естественно, разработчики стратегической академической единицы (САЕ) «Учитель ХХI века» в рамках Программы повышения конкурентоспособности Казанского федерального университета не могут делать вид, что с дидактическим (учебно-методическим) обеспечением всё в порядке. Всем понятно, что сейчас нужны новые дидактические материалы – учебники, пособия, электронные ресурсы, не заимствованные  или переделанные из старых источников, а действительно нацеленные на передовую практику и учитывающие реальные условия подготовки учителя – условия трансформации общества, школы, ученика и самого учителя.

Однако в России в настоящее время практически утрачены научно-методические механизмы создания, трансформации и реализации дидактического обеспечения процесса подготовки учителя. В то же время, получили активное развитие рыночные механизмы, когда учебно-методическое содержание «лепится» наспех, быстро превращается в товар и, зачастую без всякой экспертизы и апробации (но с указанием всех необходимых грифов и атрибутов), выбрасывается на рынок. Механизмы грантовой поддержки авторов тоже во многом дискредитировали себя не только в России, но и за рубежом, так как выполнение разработок по грантам предполагает жесткие временные рамки, порой не учитывающие реальный объем и сложность научно-методической работы и ориентировано не на качественный результат, а на составление отчетов и получение прибыли.

Сейчас нужны новые механизмы апробации и реализации учебно-методического содержания, независимые от получения финансовой прибыли и коррупционных схем разработки. Среди таких механизмов должны быть:

–  механизмы объективного диагностического мониторинга потребностей и реальных возможностей обучающихся;

– механизмы научно обоснованной квалиметрической диагностики профессионального уровня преподавателей;

– механизмы выявления достоверной корреляции (интегративной взаимозависимости) между базовой наукой (математикой, физикой, химией и т.д.), психологией обучения предмету, дидактикой (теорией обучения предмету), методикой преподавания предмета и реальной педагогической практикой;

– механизмы упреждающего и перспективного проектирования новых (выявленных на основе диагностики) дидактических единиц (не важно, в каком они виде – материализованном в форме книг или цифровом как ЭОР);

– механизмы экспериментальной проверки, апробации новых дидактических материалов (с участием не только обучающих, но и самих обучаемых) и др.

На семинарах САЕ «Учитель ХХI века» были представлены новые дидактические материалы – учебные и методические пособия, поэтапно прошедшие через все обозначенные механизмы. Поэтому участники семинаров констатировали, что эти материалы востребованы и практико-ориентированы, они отвечают возможностям современных студентов, они соответствуют уровню развития науки и  профессиональному (психолого-педагогическому, дидактическому, методическому) уровню преподавателей вуза, они обеспечивают хороший результат готовности к работе в школе и перспективу профессионального роста будущего учителя.

Среди таких книг – методические пособия А. Н. Хузиахметова. В образовательном процессе вуза эксперт РАН профессор А. Н. Хузиахметов и его научная школа ориентируются на важнейший принцип теории и методики профессионального образования: единство преподавания, учения и исследования. Этот принцип реализуется в учебниках и учебных пособиях нового поколения: «Введение в педагогическую деятельность», «Педагогика», «Теория и методика воспитания», «Дидактика», «Практикум по общей педагогике», «Общая педагогика». Эти учебники и пособия-практикумы ориентированы на диалоговые технологии обучения и позволяют активизировать самостоятельную творческую работу студентов, развивать профессиональную направленность мышления будущих учителей, формировать их учебную деятельность, способствуют становлению будущих учителей как субъектов познавательной и исследовательской деятельности, развивают профессиональную рефлексию как важнейшую составляющую методологической культуры современных учителей.

Книги профессора В. Ф. Габдулхакова, отмеченные дипломами «Лучшая научная книга» на всероссийских и международных конкурсах 2014, 2015, 2016 гг., по методологии, педагогике, риторике, литературному образованию и др. строятся на поликультурной основе, учитывающей национально-региональные особенности субъектов Российской Федерации. Учебно-методические пособия В. Ф. Габдулхакова выполнены на основе диагностического мониторинга потребностей и реальных возможностей студентов, квалиметрической диагностики профессионального уровня преподавателей, установления корреляции (интегративной взаимозависимости) между базовой наукой, психологией обучения предмету, дидактикой, методикой преподавания предмета и педагогической практикой.

Экспериментальная апробация новых книг (в материализованном и цифровом вариантах) по результатам традиционных экзаменов и интернет-тестирований показала их высокую эффективность.

Участники семинаров констатировали: опыт двухлетней экспериментальной работы творческой группы САЕ «Учитель ХХI века» показывает, что модель подготовки учителя нового типа должна включать комплекс механизмов, связанных с мониторингом потребностей и реальных возможностей обучаемых, квалиметрической диагностикой профессионального уровня обучающих, выявлением корреляции (интегративной взаимозависимости) между базовой наукой, психологией обучения предмету, дидактикой, методикой преподавания предмета и педагогической практикой, перспективным проектированием новых дидактических единиц, экспериментальной проверкой, апробацией дидактических материалов и т.д. В то же время был отмечен существенный рост некачественной продукции для учителей на книжных полках магазинов и в сети Интернет – методических пособий, учебников, не получающих должной научно-методической оценки, но активно рекламируемых и продвигаемых сомнительными поставщиками. Научная педагогическая общественность университетов России должна обратить на это самое серьезное внимание.