14-18 декабря Научный центр РАО Казанского федерального университета провёл Двадцатую международную научно-практическую конференцию «Одаренность и ее развитие в условиях университетского педагогического образования», рассмотрев все уровни образования (от дошкольного и начального до среднего, высшего и послевузовского) в контексте взаимодействия каждого уровня с Институтом психологии и образования КФУ как центром педагогического образования в Татарстане.
Конференция была посвящена 225-летию знаменитого математика, ректора Казанского Императорского Университета Н.И.Лобачевского, который читал лекции не только по математике, механике, гидравлике, но и по педагогике, и призывал студентов, будущих выпускников университета, сделать всё, чтобы воспитать в школе гения.
Как сейчас готовить педагогов в вузе? И можно ли сразу готовить учителей, способных видеть одарённых детей, общаться с ними и обеспечивать условия для их развития? Ведь всем понятно, что успешное выполнение контрольных работ, тестов ЕГЭ и даже олимпиадных заданий – это не всегда проявление одарённости, чаще это проявление хорошо развитых способностей (интеллектуальных, академических и др.). Но у нашего Министерства образования и науки нет других критериев. Поэтому слово «одарённость» давно превратилось в штамп, обозначающий и способности, и одарённость, и разнообразные формы проявления таланта. Кроме того, высоким уровнем одаренности (креативности, нестандартности и даже таланта) часто обладают дети, не проявляющие высоких достижений в учёбе или в олимпиадном движении. К таким детям, не очень успешным в школе, относились и очень известные ученые Альберт Эйнштейн, Эдисон Томас Алва или, например, писатель Лев Толстой и мн. др.
В мировой педагогической практике до сих пор не изжито противоречие между необходимостью развивать каждого ребёнка природосообразно (у каждого от природы своя программа развития) и типовой программой обучения, ориентированной чаще всего на средний темп обучения. Поэтому одни (чаще одарённые) сразу отстают и пополняют ряды троечников и двоечников, другие скучают и деградируют от слишком медленного темпа образовательной программы. И, конечно, по-настоящему одарённые дети часто оказываются изгоями, нарушителями дисциплины и находятся за бортом финансируемых программ и стимулирующих грантов. Мероприятия же, посвящённые проблемам одарённости, часто приобретают формализованный характер, граничат с надувательством и превращаются в показуху.
Двадцатая международная конференция в КФУ показала: надо чаще вспоминать, что одаренность – это дар (у каждого этот дар есть от природы), а талант – это реализованная одаренность (талантом обладают редкие). Конференция интегрировала в своем содержании вопросы теории и практики. Одних только мастер-классов было дано 25 (в физико-математической гимназии № 3 г. Зеленодольска – республиканской лаборатории педагогического мастерства), тематических секций 17 (в ИПО КФУ и Зеленодольске), проблемных экспертных семинаров было проведено 2 (в ИПО КФУ). Заслушано и обсуждено более 170 докладов.
Об одаренности спорили ученые КФУ, КНИТУ, РАО, коллеги из Москвы, Польши, Молдовы, Республики Марий Эл, Якутии, Казахстана и др.
Большой интерес вызвали сообщения об особенностях подготовки учителей к работе с одаренными в России, странах Восточной Европы и странах Западной Европы. В европейских странах и США созданы центры изучения «школьного климата» (у нас чаще употребляются другие слова «школьная атмосфера», «образовательное пространство» «рефлексивное поле урока», «развивающая среда» и др.), на Западе разработано около 150 официально признанных диагностических инструментов, предназначенных для измерения этого «климата» на разных этапах обучения. Методики ориентированы на учителей, директоров школ, учащихся, в том числе одаренных и слабоуспевающих, и их родителей).
Запад переживает инструментально-диагностический этап уже как минимум в течение 15 лет и до сих пор изучает отношение к отметке учащихся, учителей, родителей. В России инструментально-диагностическое содержание было и остается базовой основой для проведения стратегических и технологических исследований еще с 30-х годов прошлого века. Однако, например, если для консервативного Западе тьюторство – это обычное явление в работе с одаренными, то у нас это форма новации, требующая большого энтузиазма, так как экономических стимулов пока нет.
Многие докладчики подчёркивали, что в образовательных учреждениях России должна быть создана структурно-функциональная модель формирования готовности педагогов к управлению развитием одаренных учащихся, что сами педагоги должны быть образцом для подражания – то есть они должны быть талантливыми в какой-то области людьми (интересными для детей), они должны быть включены в креативно-исследовательскую среду, а их профессионально-личностное саморазвитие должно стимулироваться руководством. Поэтому необходимо разработать педагогические (а не психологические) критерии, позволяющие отслеживать динамику уровней и результативность формирования готовности педагогов к управлению развитием одаренных учащихся.
Большое впечатление произвели на участников выступления молодых ученых Насибуллова Рамиса и Яруллина Ильнара, доцентов кафедры методологии обучения и воспитания Института психологии и образования КФУ, награжденных в 2017 г. медалями РАО «Молодым ученым за успехи в науке». Молодые обратили внимание участников конференции на роль учителя: эта роль, по их мнению, должна быть связана не только с деятельностью учителя, но и с деятельностью ученого, исследователя в своей предметной области (математике, физике, химии и т.д.). Увлеченность учителя увлекает, заражает детей, позволяет почувствовать и развить свою одаренность.
Важное направление в теории и практике подготовки учителей обозначили представители Арского педагогического колледжа – развитие одаренности на фоне современных девиаций в молодежной среде. Девиации возникают не только по семейным причинам, но и по причинам современной информационно-коммуникационной деятельности – компьютерная, сетевая зависимость, игромания и др.
Многие учителя-практики выразили настороженность по поводу международного конкурса WORLDSKILLS. Они поставили вопросы, насколько этот конкурс реально ориентирован на молодежь, развитие талантов в рабочей сфере, не извращает ли этот конкурс трудовое воспитание и уважение к рабочим профессиям, не слишком ли этот конкурс напоминает шоу – иногда на грани мастерства, а иногда и на грани хулиганства. Ведь повседневная работа механизатора, слесаря, токаря и т.д. требует терпения и трудолюбия, а не фокусов и трюков.
Представители Управления образования г. Казани обратили внимание на результаты проведенных ими исследований среди учащихся: школьные конференции, на которых дети иллюстрируют результаты своих учебных исследований, надо проводить, считают школьники, ежегодно; педагогом может стать, по мнению школьников, только талантливый (в какой-то области – не обязательно педагогической) человек.
Педагоги Суворовского училища г. Казани активно развивают у себя новую педагогику – педагогику удивления, позволяющую открывать у воспитанников неожиданные таланты.
Казанский музыкальный колледж развивает у своих учащихся цветовое мышление, используя различные варианты восприятия музыкальных произведений. Образное мышление помогает осваивать на высоком уровне не только гуманитарное, но и естественнонаучное содержание.
Педагоги Якутии поделились опытом системной работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях разного типа. Система обеспечивает дифференциацию индивидуальных траекторий развития детей.
В итоге участники конференции пришли к выводу: в настоящее время во многих университетах России, СНГ и зарубежных стран есть условия для подготовки педагогов, способных выявлять одарённость и превращать эту одаренность в талант. Однако интеграция этих университетов со звеньями непрерывного образования (дошкольным, начальным, средним, послевузовским) остается очень слабой: нет координации, нет системы и нет ощутимых результатов. Если на Западе в работе с одаренными преобладает инструментально-диагностическое содержание и традиционное тьюторство (у нас аналогом западному тьюторству может быть только репетиторство), то в России сильны новаторские методики, технологии, выраженные в программах, учебниках, пособиях, но экономические факторы, связанные с нормативно-подушевым финансированием и отсутствием стимулов у педагогических работников, не позволяют обеспечить желаемый результат.
Валерьян Габдулхаков,
куратор центра.