Научный центр РАО Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского совместно с Фондом содействия развитию Ярославля и Ярославской области подготовили книгу для первоклассников. На торжественной линейке 1 сентября в Год экологии в России каждый новоиспеченный школьник получит в подарок «Красную азбуку природы Ярославского края» – издание о редких животных и растениях региона.
Идея подготовки экологической азбуки родилась в Научном центре РАО ЯГПУ, сотрудники которого два года назад совместно с Фондом содействия развитию Ярославля и Ярославской области подготовили книгу сказок и рассказов Константина Дмитриевича Ушинского с иллюстрациями его правнучки Ирины Хале. Книга понравилась первоклассникам, ее высоко оценили учителя и родители. Она была награждена Дипломом конкурса «Ярославская книга – 2015» и отмечена Фондом Анатолия Лисицына на конкурсе «Общественное признание». В настоящее время Фонд готовит переводную версию этой книги для издания в странах Европы.
До настоящего времени ни разу в Ярославской области экологических букварей и азбук не издавалось. Новая книга станет символом Года экологии в России, доступным языком объясняющая маленьким и взрослым ярославцам необходимость бережного отношения к природе родного края. В стихотворениях, учебной и справочной информации содержатся не только сведения о редких и вымирающих представителях флоры и фауны региона, но и советы по их защите. «Красная азбука природы Ярославского края» для первоклассников включает материалы о наиболее ярких животных и растениях разнообразных царств и семейств, классов и отрядов. Первоклассники познакомятся, например, с бабочкой Голубянкой Арион, гусеницы которых своим сиропом привлекают муравьев. Питаясь их личинками, гусеницы превращаются в куколок, из которых и появляются красивые бабочки. Найдет свое место в азбуке и белка-летяга, способная благодаря перепонкам между передними и задними лапами совершать длинные прыжки и парить над землей.
Поработав с «Красной книгой Ярославской области» разных годов издания, авторы с горечью обнаружили сокращение количества и сужение ареалов обитания многих редких видов из-за активной деятельности человека. Хрупкие растения, исчезающие рыбы, млекопитающие и насекомые, редкие хищники со страниц «Красной азбуки» призовут ярославцев к сохранению редких видов и всего многообразия природы для будущих поколений.
Автором идеи и координатором проекта является руководитель НЦ РАО ЯГПУ доцент Дмитрий Сергеевич Молоков. В разработке проекта приняли участие специалисты начального обучения профессор Светлана Григорьевна Макеева и доцент Елена Николаевна Мартынова. Рецензирование материалов осуществили ученые-биологи – доцент Елена Николаевна Анашкина и Зоя Степановна Секацкая. Тираж книги составляет 8300 экземпляров; напечатана она была в крупнейшей детской типографии страны в городе Твери в соответствии со всеми требованиями и санпинами, предъявляемыми к детской литературе. Книгу в подарок получат не только 7,5 тысяч первоклассников из восьмидесяти школ г. Ярославля, но и воспитанники 15 детских домов области, а также все библиотеки областного центра и региона. Данный социальный проект вошел в План работы НЦ РАО ЯГПУ на 2017 год.
В помощь учителям и родителям авторы проекта разработали методические рекомендации по использованию «Красной азбуки». В них раскрываются основы экологического воспитания и возможности изучения экологических знаний в ходе обучения грамоте младших школьников. Неслучайно книга названа «Экологическое просвещение первоклассников в процессе обучения грамоте». Учитель найдет в ней обоснование компонентов «Красной азбуки», дополнительные материалы о редких животных и растениях региона, словари, раскрывающие значения их латинских названий и основные экологические термины, варианты конспектов уроков. Подобраны пословицы и игры по экологической тематике, занимательные факты о животных и растениях, правила поведения в природе. Экологический календарь позволит педагогу и родителям не пропустить значимые события, отмечаемые в мире и России, и выстроить работу системно. Материалы, включенные в рекомендации, позволят расширить возможности организации учебного процесса и внеучебной деятельности с младшими школьниками.