29 мая в Тюмени прошёл Всероссийский семинар по практической методологии научно-педагогического исследования, посвященный подготовке к исследовательской деятельности в структуре многоуровневого педагогического образования.
Инициаторами и организаторами семинара выступили Тюменский научно-образовательный центр Российской академии образования и Тюменский государственный университет. Семинар проведён при поддержке гранта РФФИ «Формирование исследовательских компетенций обучающихся в системе многоуровневого университетского психолого-педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров».
Проведение в Тюмени постоянно действующего семинара по методологии научно-педагогического исследования стало хорошей традицией, которая системно складывалась в течение 15 лет. С 2003 года с периодичностью два раза в год под руководством академика РАО В.И. Загвязинского учёными его научной школы проведено 28 сессий в форме циклов теоретических и практических занятий, деловых игр и консультаций. Накоплен положительный опыт целенаправленной работы по повышению методологической компетентности соискателей учёных степеней и их научных руководителей.
В работе очередного семинара приняли участие более 180 педагогов-исследователей: магистрантов, аспирантов, докторантов из образовательных учреждений Москвы, Екатеринбурга, Пензы, Омска, Перми, Ханты-Мансийска, Нижневартовска, Муравленко, Нового Уренгоя, Тобольска, Тюмени и других.
Приветствуя участников семинара, руководитель Тюменского НОЦ РАО, академик РАО Г.Ф. Куцев подчеркнул, что в современных социокультурных условиях исследователям приходится иметь дело с поколением нового типа, сложившимся под влиянием рыночных реформ, в связи с чем принципиальную важность приобретает объединение научных усилий социологов и педагогов-исследователей.
Во вступительном слове научный руководитель Тюменского НОЦ РАО, академик РАО В.И. Загвязинский охарактеризовал современную ситуацию в образовании, подчеркнул значимость методологических семинаров в формировании исследовательской компетентности педагогов и обратил внимание на положительную тенденцию роста количества участников тюменского семинара.
Тематика семинара включала вопросы моделирования, проектирования и организации научных исследований по актуальным проблемам образования. Член-корреспондент РАО В.В. Сериков (г. Москва, Институт стратегии развития образования РАО) в своём выступлении всестороннее проанализировал проблемы научного руководства диссертационными исследованиями по педагогике, детально рассмотрев функции научного руководителя. Профессор А.Ф. Закирова (г. Тюмень, ТюмГУ), опираясь на опыт научного руководства, охарактеризовала методологический аппарат исследования как инструмент регулирования поисковой деятельности педагога. В выступлении профессора И.Г. Захаровой (г. Тюмень, ТюмГУ) были показаны способы использования технологии Big Data в процессе подготовки педагогов к исследовательской деятельности. Профессор И.В. Манжелей (г. Тюмень, ТюмГУ) охарактеризовала возможности метода проектов в формировании исследовательских компетенций магистрантов.
Специфика взаимодействия научного руководителя и студентов в процессе подготовки квалификационной работы была раскрыта в выступлении профессора О.А. Селивановой (г. Тюмень, ТюмГУ). В докладе профессора Е.Г. Беляковой (г. Тюмень, ТюмГУ) специальное внимание было уделено исследовательской подготовке студентов-педагогов предметных направлений. В выступлении доктора педагогических наук, директора Академической гимназии ТюмГУ С.Н. Дегтярёва (г. Тюмень) наглядно показана динамика формирования операционального аппарата исследования студентов различных направлений подготовки. Доцент Т.А. Строкова (г. Тюмень, ТюмГУ) раскрыла содержание подготовки диссертационных исследований к защите.
По отзывам участников прошедшего Всероссийского семинара (аспирантов, докторантов, их научных руководителей), он отвечает социокультурным запросам времени, отражает важнейшую методологическую проблематику, способствует достижению теоретической обоснованности и усилению практической значимости исследовательских проектов. Один из постоянных участников Всероссийского семинара профессор С.А. Днепров (г. Екатеринбург, РГППУ) подчеркнул, что на семинаре выступают специалисты высокого уровня, которые с разных сторон освещают методологические проблемы, благодаря чему у педагогов-исследователей формируется стереоскопическое видение. Член-корреспондент РАО В.В. Сериков (г. Москва, Институт стратегии развития образования РАО), как один из ведущих лекторов семинара и его ветеран, призвал организаторов и участников к дальнейшему плодотворному взаимодействию, в процессе которого происходит формирование личности педагога-исследователя.
Участники семинара единодушно признали, что методологический семинар стал своего рода местом зарождения и проведения в исследовательскую и образовательную практику прогрессивных педагогических идей, площадкой для творческого практико-ориентированного научного поиска.