На 23-й Международной научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» состоялось очередное открытое заседание Научного Совета НЦ РАО РГППУ. Конференция прошла 24-25 апреля в РГППУ.
Предметом обсуждения стали следующие вопросы:
Член-корреспондент РАО П.Ф. Кубрушко (г. Москва) передал приветствие членам Научного Совета от академика-секретаря отделения профессионального образования РАО, академика РАО С.Н. Чистяковой, ознакомил присутствующих с основными направлениями деятельности отделения и возможностями научного сотрудничества. В ходе обсуждения были высказаны предложения об официальной регистрации инновационных площадок НЦ РАО РГППУ в отделениях РАО, а также об организации выездного заседания на базе научного центра РАО РГППУ с участием отделения профессионального образования РАО, отделения общего среднего образования РАО, отделения образования и культуры РАО.
Открывая обсуждение вопроса о научном сотрудничестве между научными центрами РАО, ученый секретарь НЦ РАО РГППУ профессор Л.М. Андрюхина отметила, что такое взаимодействие уже активно развивается на практике. Так, НЦ РАО РГППУ стал участником Международного сетевого интернет-форума педагогов «Образование длиною в жизнь: обучение, воспитание и развитие Человека 0+», организованного научным центром РАО на базе Волгоградского государственного университета. Сотрудничество с НЦ РАО на базе Тюменского госуниверситета и НЦ РАО на базе Башкирского государственного педагогического университета им. Акмуллы имеет свои истоки в совместной деятельности ученых еще в рамках Уральского отделения РАО.
Доктор педагогических наук, профессор БГПУ им. Акмуллы В.Л. Бенин представил основные направления педагогических исследований в Башкирском государственном педагогическом университете им. Акмуллы как предмет научного сотрудничества. Среди них – уже хорошо известные ученым Урала направления: «Методология субъектно-ориентированного обучения в высшей школе» (Р.М. Асадуллин); «Исследование теоретико-методологических основ дидактических многомерных инструментов для технологий обучения. Дидактический дизайн» (В.Э. Штейнберг); «Педагогическая культурология» (В.Л. Бенин); «Проектирование, разработка и внедрение компьютерного диагностического комплекса по системной и многомерной оценке уровня сформированности и мониторингу развития математических способностей школьников» (В.В. Курунов); «Бимодальный университет как стратегия инновационного и опережающего развития вуза» (И.В. Сергиенко) и другие. Большой интерес вызвали возможные формы совместной научной работы: проведение совместных научно-методологических вебинаров; подготовка совместных публикаций для журналов «Педагогический журнал Башкортостана», «Вестник БГПУ», «Образование и духовная безопасность»; участие в ежегодно проводимом гуманистическом форуме «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» и другие.
Со стороны НЦ РАО РГППУ было предложено включаться в онлайн-проекты: электронные энциклопедии «Ученые – профессиональному образованию», «Педагог-исследователь», в деятельность сетевых научных лабораторий центра, публиковать результаты научных исследований в журналах «Образование и наука», «Историко-педагогический журнал», журнал «Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык».
Было принято решение разработать план совместных научных мероприятий и научных исследований.
В.Л. Бенин передал в дар НЦ РАО РГППУ подборку научно-педагогических изданий ученых Башкортостана.
На третьем вопросе заседание Научного Совета плавно перешло в формат круглого стола, главным предметом обсуждения которого стало достижение институционального баланса между уровнями высшего и среднего профессионального образования. Основной доклад представил доктор философских наук, профессор РГППУ А.Г. Кислов. Он обобщил результаты работы научного коллектива, в составе которого доктор педагогических наук, профессор Е.М. Дорожкин, кандидат экономических наук, доцент Е.Ю. Щербина и др. В докладе отмечалось, что если стратегическая политика развития высшего образования сосредоточена только на одном ориентире – превращении вузов в драйверы экономического роста (университеты 3.0), то это ведет к сворачиванию исторически выстраданного более широкого целевого поля социокультурного предназначения высшей школы, к деградации востребованного социумом многообразия видов вузов. Важны и такие вузы, которые не связаны напрямую с воздействием на экономику и развитием промышленных технологий, но выполняют не менее важное предназначение, например, научное, методическое, технологическое обеспечение подготовки кадров профессионального образования. Эти вузы готовят новые кадры для экономики страны. Сворачивание многообразия вузов ведет к дисбалансу, прежде всего, в сфере непрерывного образования, нарушает наметившиеся процессы интеграции высшего и среднего профессионального образования. Как считают авторы научного коллектива, необходима корректировка стратегических ориентиров образовательной политики, дифференцированный подход с учетом специфики вузов, их особенной миссии в социокультурном пространстве России, и нужна не нивелирующая их миссию, адекватная ей система требований и показателей эффективности их деятельности.
Было предложено продолжить дискуссию в онлайн-режиме на сайте НЦ РАО РГППУ.