Научный центр Российской академии образования на базе РГППУ стал организатором цикла научно-практических семинаров для представителей более 60 образовательных организаций, участвующих в сетевом взаимодействии (сетевая экспериментальная площадка Института стратегического развития образования РАО). Очередной научно-практический семинар прошел 11.10.2017 на базе МАОУ СОШ № 15 Октябрьского района г. Екатеринбурга (директор В.А.Колобов) и был посвящен теме «Развитие познавательной активности учащихся через туристическо-краеведческую деятельность в условиях современной школы».
В ходе семинара научный руководитель лаборатории НЦ РАО РГППУ «Инновационные модели развития образовательных систем в условиях сетевого взаимодействия» к.т.н., доц. Н.Н. Давыдова представила современные подходы к проблемам развития познавательной активности учащихся, директор МАОУ СОШ № 15 В.В.Колобов презентовал участникам авторскую модель школы по развитию туристическо-краеведческой деятельности в условиях ФГОС. В докладах выступающих были обоснованы основные развивающие и социализирующие возможности туристическо — краеведческой деятельности школьников:
— расширение содержания учебных предметов во время прогулок, экскурсий, походов;
— укрепление позитивных взаимоотношений между педагогами и учащимися в результате субъект-субъектного взаимодействия в разнообразных формах туристическо -краеведческой деятельности;
— формирование активной жизненной позиции в процессе знакомства с историей и природой Урала, в исследовательской, экологической и природоохранной деятельности;
— включение в совместную туристско-краеведческую деятельность родителей, значимых взрослых, специалистов;
— формирование навыков самоуправления и развитие лидерских качеств через освоение школьниками различных социальных ролей.
В ходе практической части участники познакомились с особенностями организации туристическо — краеведческой деятельности в условиях МАОУ СОШ № 15, такими как:
— практическая направленность, которая проявляется в формировании практических умений, навыков и качеств личности, позволяющих школьникам успешно и безопасно существовать в природной и социальной среде;
— комплексный подход, что позволяет школьникам через систему социальных ролей, реализуемых в туристическо — краеведческой деятельности, включаться в различные виды деятельности в соответствии с индивидуальными способностями, возможностями и интересами;
— нравственно-эстетический характер туристическо — краеведческой работы, что обеспечивает развитие ценностно-смысловой сферы школьников, приятие ими основных человеческих ценностей, формирование нравственных и эстетических чувств, представлений о нравственно-эстетическом идеале и приобретение опыта социально одобряемого поведения;
— коллективно-игровой характер, позволяющий приобрести коммуникативные навыки, опыт межличностного общения, взаимодействия и взаимопомощи.
Практическая часть семинара вызвала большой интерес, так как была организована в форме мастер-класса, где педагоги школы поделились навыками организации однодневных и многодневных туристических подходов для школьников.