Проект ProVET: как правильно разработать онлайн-курс в профессиональном образовании

Меню раздела

Третья транснациональная встреча участников проекта ProVET, направленного на создание актуальных онлайн-курсов в профессиональном образовании и обучении, состоялась 30 сентября — 4 октября в Тверском государственном университете.

Предыдущие две встречи (в Сербии и Финляндии) были посвящены обмену опытом по теоретическим аспектам развития профессионального образования. Также участники ознакомились с моделью профессионального образования Финляндии, считающегося одним из лучших в мире.

На этот раз происходил обмен практическим опытом. Команды из разных университетов провели друг для друга тренинги. Команду от РГППУ и НЦ РАО РГППУ представляли: член Научного Совета НЦ РАО РГППУ, директор Института непрерывного образования, канд. пед. наук, Наталия Ломовцева, канд. социол. наук, Мария Дремина, канд. филос. наук, Ольга Шмурыгина, канд. психол. наук, Дина Щипанова.

Член-корреспондент РАО, проректор по научной работе ТвГУ (г. Тверь) Игорь Лельчицкий провел тренинг по особенностям педагогического дизайна онлайн-курса. Прежде всего, он обозначил актуальность парадигмальных изменений в профессиональном образовании: смена акцента с прослушивания на активное действие; переход с контентной разработки курса (push-система) на разработку, стартующую с проектирования результатов обучения (pull-система); переход от решения задач, имеющих ответ, на решение нестандартных задач без готового ответа (knowledge building). Профессор Лельчицкий предостерег участников тренинга о том, чтобы при разработке онлайн-курса они не создавали дубликат аудиторного обучения, а ориентировались на современные методы: определение результатов обучения, карты контента и пререквизитов курса; разработка способов осуществления поддержки онлайн курса; разработка видов активностей обучающегося и способов его взаимодействия с преподавателем и т.д.

Мастер-класс вице-президента колледжа Варнборо (Ирландия), доктора Джулиана Нг оказался не просто познавательным, а больше походил на шоу с дегустацией яства. Джулиан начал шоу со слов о предстоящем чуде. Затем он достал яркую упаковку и предложил угадать, что там может быть. После того, как участники выдвинули свои гипотезы, доктор Нг предложил открыть упаковку и по виду кулинарного изделия снова выдвинуть предложения, что это такое. Когда участники увидели содержимое, Джулиан дал задание внимательно рассмотреть изделие и определить, какой аромат оно источает. После этого он вручил нож, чтобы один из участников разрезал изделие на кусочки для всех присутствующих. Далее он снова сделал небольшую паузу, чтобы люди внимательно рассмотрели начинку. Только после осуществления всех священнодействий было дано разрешение яство вкусить. В момент вкушения Джулиан сказал, что вершится волшебство. А затем раскрыл сущность интриги. Как оказалось, участники пробовали на вкус китайский Лунный пряник. Доктор Нг провел аналогию между дегустацией пряника и ознакомлением обучающихся с содержанием предстоящего онлайн-курса.

Доктор Эйла Бернс из университета прикладных наук Йювяскули (Финляндия) рассказала о необходимости применения soft skills (мягкие, гибкие навыки) в онлайн-обучении, а также о проблемах их формирования у обучающихся, возникающих в процессе проведения онлайн-курсов. Доктор Бернс поставила акцент на необходимости перехода от привычного размещения презентаций и видеолекций на электронных ресурсах к созданию геймифицированных образовательных продуктов. Участники выполнили задание по моделированию своих онлайн-курсов с применением методов и средств геймификации.

Тренинг по развитию soft skills, который провела доцент РГППУ Мария Дремина (г. Екатеринбург), был направлен на ознакомление участников с основами управления эмоциями и эмоционального брендинга в профессиональной деятельности. Мария Анатольевна отметила, что эффективное владение такими мягкими навыками, как умение понимать причины установок и мотивы обучающихся, способность мотивировать и вдохновлять на обучение, а также умение распознавать и предотвращать эмоциональное выгорание у обучающихся и у себя, основано на высоком уровне эмоционального интеллекта. Мария Анатольевна предложила участникам выполнить два задания. Первое было направлено на формирование навыков распознания эмоционального состояния другого человека по языку тела. Второе – на выявление различий между двумя вариантами презентации обучающего онлайн курса. Первую презентацию предлагалось сделать «сухим» языком, раскрывая лишь сущность содержания. Вторую презентацию – с использованием инструментария эмоционального брендинга. Обе презентации требовалось сравнить по критериям «привлекательный», «мотивирующий», «вызывающий доверие».

Таким образом, третья транснациональная встреча участников проекта ProVET стала своеобразным рубежом, разделяющим этап формирования и обучения команды проекта от последующего этапа по разработке образовательных онлайн-продуктов.