Проблема интеграции педагогической науки в университете с образовательной (особенно инновационной) практикой в школе в последние годы приобрела особую остроту.
Например, проблема развивающего обучения (что впереди – обучение или развитие) стала центральной 14-15 марта 2018 года на конференции «Теория и практика развивающего обучения в условиях реализации ФГОС», прошедшей под эгидой Научного центра РАО Казанского федерального университета на базе гимназии № 3 г. Зеленодольска.
На самом деле ни ученые, ни учителя до сих пор не определились, что ведет за собой: обучение – развитие или развитие – обучение. В пособиях для студентов педагогических вузов тоже отсутствует единое мнение: одни убеждают в том, что обучение ведет развитие, другие наоборот: развитие определяет траекторию обучения.
Поэтому школьные учителя на одних уроках убеждали, что обучение и есть развитие (что, в принципе, согласуется с идеями У.Джеймса, Э.Торндайка, Дж. Уотсона и др.); другие показывали, что обучение – это только внешние условия созревания, развития, то есть «обучение идет в хвосте развития» (по В.Штерну); третьи показывали на своих уроках, что развитие не зависит от обучения: «мышление ребенка с необходимостью проходит все фазы и стадии развития, независимо от того, обучается ребенок или нет» (по Ж.Пиаже); учителя-занковцы доказывали своими уроками, что «обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» (по Л.С.Выготскому, Дж.Брунеру). Занковцы показывали, что обучение, опережая развитие, стимулирует его и в то же время опирается на актуальное развитие, то есть само учение имеет значение тогда, когда оно является ведущей деятельностью.
Разнобой в педагогической литературе, конечно, не устраивает большинство учителей: система Занкова требует обучения на высоком уровне трудностей и такое обучение ведет за собой развитие. В этой парадигме строятся их экспериментальные упражнения, уроки, учебно-методические материалы.
Участники конференции обратили внимание на то, что, несмотря на шестидесятилетний опыт апробации системы Занкова и широкое признание ее в России и за рубежом (особенно в связи с реализацией новых стандартов), она до сих пор носит статус экспериментальной и учебники для ее использования не переиздаются.
Работа конференции велась по технологии форсайта (проектирования и экспертной оценки образования будущего).
Правила построения форсайта (образования будущего) включают тренд приоритетного развития. Сам тренд – это базовая сущность форсайта. «Начальные» тренды фиксируют «отправную точку» форсайта, а развитие этих трендов (и производных явлений) на карте времени задает процесс наполнения форсайта. Остальные объекты вносятся на карту только относительно трендов – как кульминация трендов или как «ответ на вызов». Объекты, не связанные ни с одним трендом, на карте появляться не должны.
В ходе работы конференции выяснилось, что приоритетными трендами развития образования являются:
Современная образовательная практика показывает, что, казалось бы, старые взгляды на обучение и развитие на самом деле старыми остаются только в учебниках, в живой же образовательной практике все эти взгляды имеют место быть и звучат вполне современно и своевременно.