Региональную модель развития инклюзивного образования в Приморском крае разработали эксперты Дальневосточного регионального научного центра (РНЦ) РАО совместно с коллегами из Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).
Научный коллектив в составе к.пед. н., доцента О.А. Македонской, к.псих.н., доцента Е.В. Глушак, к.пед.н, доцента С.Н. Мамаевой, к.пед.н., доцента Г.Б. Михиной и других представителей ДВФУ и Дальневосточного РНЦ РАО предлагает создать систему взаимодействия между образовательными организациями и органами власти, которые помогают детям с ограниченными возможностями здоровья включаться в полноценную жизнь. По мнению педагогов, это обеспечит комплексное сопровождение детей с особенностями развития от дошкольного возраста до учебы в вузе и трудоустройства.
Систему сетевого взаимодействия разработали на кафедре педагогической психологии Школы педагогики ДВФУ. В единую сеть предлагается включить Дальневосточный РНЦ РАО, Департамент образования и науки и Департамент социальной защиты и труда администрации Приморского края, муниципальные органы власти, педагогические и психологические кафедры приморских вузов.
«Многие проблемы в области инклюзивного образования возникают из-за нехватки обратной связи между организациями. Решить это поможет координационный совет, который будет помогать школам в работе с детьми с особенностями развития. Координатор школы по инклюзии возьмет на себя организацию деятельности педагогического коллектива и будет регулировать взаимоотношения учеников, учителей, родителей, психологов и дефектологов. Благодаря РАО к этой работе также могут присоединиться крупные научные центры России», — пояснила Ольга Македонская, руководитель рабочей группы по разработке модели инклюзивного образования.
Презентация модели состоялась в ДВФУ в рамках II Всероссийской конференции «Педагог нового поколения: проблемы и перспективы инклюзивного образования» с участием преподавателей, представителей органов власти, общественных организаций, экспертов и родителей.
По мнению к.мед.н., генерального директора ООО Медицинский центр «Неврон» Н.В. Михайличенко, реализация предлагаемой модели уникальна тем, что включает в себя взаимодействие всех субъектов инклюзивной среды, в том числе и медицинских работников. По мнению эксперта, медицинское сопровождение зачастую идет параллельно психолого-педагогическому сопровождению и нет четких механизмов взаимодействия педагогов и врачей. Предлагаемая модель позволяет решить этот вопрос благодаря всестороннему охвату проблемы.
Для обеспечения кадрового резерва для общеобразовательных школ Приморского края было предложено начать на базе ДВФУ подготовку магистров по профилю подготовки «Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании». По мнению разработчика программы, к.пед.н., доцента Т.И. Боровковой подобная программа – единственная в образовательной практике отечественного высшего образования. Она позволит подготовить специалистов с необходимыми компетенциями.
По итогам обсуждения принято решение, что ДВФУ и Дальневосточный РНЦ РАО инициируют соглашения с органами региональной власти о создании базовых площадок в образовательных организациях края. На первом этапе именно на них будут отрабатываться эталонные практики инклюзивного образования по разработанной модели для их дальнейшего распространения.
Добавим, что Всероссийская конференция «Педагог нового поколения: проблемы и перспективы инклюзивного образования» проходила в ДВФУ с 30 марта по 3 апреля. Преподаватели ДВФУ, представители администраций Владивостока и Приморского края, общественных организаций, педагоги и родители обсуждали особенности и успешные практики обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Организаторами вступили ДРНЦ РАО, ДВФУ и общественные организации региона.