РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: ДРНЦ РАО

Лаборатория педагогической психофизиологии ДРНЦ РАО изучит влияние виртуальной и дополненной реальности на образование детей

В г. Уссурийске открылось Отделение лаборатории педагогической психофизиологии Дальневосточного регионального научного центра Российской академии образования. Лаборатория будет работать на базе Школы педагогики Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Исследователи займутся изучением виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности с точки зрения влияния на учащихся и образовательный процесс. Проект реализуется в рамках развития Дальневосточного регионального научного центра Российской академии образования (ДРНЦ РАО) совместно с Центром НТИ ДВФУ по виртуальной и дополненной реальности.

Как отмечают в Школе педагогики ДВФУ, проникновение новых технологий в современное образование – закономерное явление. Инновации должны расширять возможности учебного процесса, способствовать познавательной активности школьника и студента, стимулировать его движение к новым образовательным горизонтам. При этом новые технологии не могут ограничивать деятельность учащегося, наносить вред здоровью или самочувствию. Однако исследований в сфере использования современных технологий в образовании сегодня мало.

Новое отделение лаборатории педагогической психофизиологии в Школе педагогики ДВФУ займется изучением процесса цифровизации образования. Исследователи проанализируют влияние AR/VR, когнитивных и аддитивных технологий, мобильного, симуляционного и игрового обучения на образовательный процесс. Сотрудники лаборатории будут исследовать процессы взаимодействия человека с объектами виртуальной и дополненной реальности, определять условия и результативность использования этих технологий, выявлять потенциальные и скрытые угрозы. 

Предварительно проведенные исследования демонстрируют: применение AR/VR в образовательном процессе позволит ускорить и обогатить процесс обучения. Также в лаборатории планируется изучить использование симуляторов и AR/VR помощников при профессиональной подготовке студентов педагогических вузов. Такой подход позволит повысить уровень молодых специалистов, сформировать компетенции для работы в условиях реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда». 

«В Школе педагогики ДВФУ учатся около 2000 студентов. У нас есть отличная база для изучения возможности использования симуляторов, AR/VR помощников в системе профессиональной подготовки молодых учителей, – пояснила директор Школы педагогики ДВФУ Оксана Мартыненко. – Возможно, обучение с использованием этих технологий станет переходным этапом от изучения теории к педагогической практике, позволит отрабатывать необходимые навыки для работы в школе, а также позволит будущим учителям лучше контролировать себя и более профессионально реагировать на различные ситуации в классе».

Специалисты планируют привлекать для исследований российских и иностранных студентов разных возрастных групп и преподавателей. В новом отделении лаборатории уже есть все необходимое техническое и программное обеспечение: специализированные компьютеры, самые современные по мировым стандартам АR-очки и VR-шлемы, среды для разработки и психофизиологическое научное оборудование. 

«Для нас крайне важно «скрещивать» академическую науку в лице Российской академии образования и новые технологии Центра НТИ по виртуальной и дополненной реальности на площадке Дальневосточного регионального научного центра Российской академии образования», – отметил директор ДРНЦ РАО, проректор по научной работе ДВФУ Кирилл Голохваст.

На базе лаборатории также будут разрабатывать образовательные программы и технологии, проводить их психофизиологическую и педагогическую апробацию. Созданием цифрового контента займется Центр НТИ ДВФУ по AR/VR совместно с бизнес-партнерами. Одним из ключевых направлений работы станет экспертиза безопасности внедрения новых технологий в образовательный процесс. Ученым предстоит найти ответы на непростые вопросы: сколько времени дети могут учиться в виртуальной и дополненной реальности? с какого возраста целесообразно применять новые технологии? как они повлияю на развитие учащихся?