РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: Приволжский РНЦ РАО

Куда уходят язык и культура?

Приволжский региональный научный центр Российской академии образования в условиях пандемии коронавируса и цифровизации образования инициирует развитие научных школ Казанского федерального университета – психологической, педагогической, математической, лингвистической и др. Заметный след в истории университетской науки оставили психолог В. М. Бехтерев, теоретик проблемно-развивающего обучения М. И. Махмутов, математик Н. И. Лобачевский, лингвист И. А. Бодуэн де Куртенэ и др.

2 сентября состоялись защиты кандидатских диссертаций наших китайских коллег – Чэнь Ясин, Го Линь, Ли Сыци, посвятивших свои исследования (в рамках традиций Казанской лингвистической школы) вопросам развития русского языка и русской культуры: языковым интернет-играм, трансформациям значений русских слов, увеличению в русском языке китаизмов (слов китайского происхождения), изучению последствий реализации в системе обучения русскому языку как иностранному системного, антропоцентрического, когнитивного и цифрового подходов.

Молодые ученые отметили, что несмотря на рост в русском языке китаизмов (их сейчас уже более трёх с половиной тысяч – это слова типа чай, шёлк, жемчуг, тайфун и др.), англицизмов, американизмов и др., в целом мировые языки и их смысловые культуры (культуремы) имеют чётко выраженную тенденцию – тенденцию ухода из антропоцентрической сферы общения в Интернет: теперь язык, культура речи, в целом национальная (и даже духовная) культура в Интернете развиваются больше, чем в живом общении.