РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: РНЦ

Как повысить эффективность педагогического образования?

Приволжский научный центр РАО расширяет формат международных мероприятий КФУ. 18-20 октября обсудили проблемы повышения эффективности педагогического образования на двух международных форумах – по математическому и лингвистическому образованию. Один форум проводил Институт математики, другой Институт филологии КФУ. Первый был связан с именем математика Н.И. Лобачевского, второй – с именем лингвиста И.А. Бодуэна де Куртенэ. Проблематика у каждого форума своя, но они пересеклись на общих проблемах педагогического образования: и то, и другое связано с подготовкой учителей. На обоих форумах приняли участие известные ученые России и зарубежных стран.

Для разработчиков САЕ «Учитель ХХI века» важно, что в прошлом профессор Казанского Императорского Университета Бодуэн де Куртенэ затрагивал разные вопросы теории развития языка, теории обучения языку и многоязычию. Среди них: значение языка как предмета изучения; фонетические законы языков; психические основы языковых явлений; соотношения между фонетикой и психофонетикой; вопросы сравнительной грамматики славянских языков; вопросы соотношения фонетических представлений с представлениями морфологическими, синтаксическими и семасиологическими; вопросы влияния языка на мировоззрение и настроение и мн. др.

Сейчас можно констатировать, что Казанская лингвометодическая школа в своем развитии пережила три концептуальных уровня:

– лингвоцентрический, связанный с развитием системности в методике обучения русскому языку как второму (системность обусловлена системностью самого языка – от фонетического уровня до синтаксического) (1930-1970);

– логоцентрический, ставящий в центр внимания слово (по Н.М. Шанскому), этот уровень спровоцировал появление в школьной программе раздела «Лексика» и создание различных школьных словарей (1970-1980);

– антропоцентрический, ставящий в центр внимания языковую личность во всех её проявлениях, этот уровень связан с появлением в школьной программе разделов «Стили речи», «Текст», «Коммуникация» и др. и, конечно, сопроводительных курсов «Русская речь», «Детская риторика», «Риторика», «Словесность» и др. (90-е годы и по настоящее время).

При этом следует подчеркнуть, что каждая новая концепция не отвергала предыдущую, а наоборот, развивала её и обогащала, то есть логоцентрическая концепция строилась на базе лингвоцентрической, а антропоцентрическая – на базе и лингвоцентрической, и логоцентрической.

В результате методисты пришли к выводу, что языковая личность ХХI века (т.е. личность школьника) – это личность, реализованная в языке (литературном, предметном математическом, химическом и т. д.), личность, обладающая национальным самосознанием, приобщенная к национальной культуре и общечеловеческим ценностям, это личность, обладающая высоким уровнем межкультурных, информационных, исследовательских и др. компетенций. Именно такая личность должна стать стержнем стратегических лингвометодических исследований разработчиков САЕ «Учитель ХХI века».

шаблон для фото1
шаблон для фото2
шаблон для фото3

На математическом форуме было видно, что  проблемы языковой личности стали интересовать и математиков. Знаменитый математик Н.И.Лобачевский всегда обращал внимание на природу воспитанника.  Сейчас многие математики как педагоги видят, что проблемы эффективности обучения в вузе (а тем более в школе), оказывается, связаны с предметным языком (математическим, физическим, химическим и т. д.): многие преподаватели не умеют делать свой предметный язык доступным для студентов, многие учебники сложны не с точки зрения содержания, а с точки зрения концентрации информации, логических и синтаксических связей, непонятных терминов и т.д.

Что касается ФГОС для дошкольного и школьного образования, то педагогам до сих пор трудно работать по ним и в связи с формированием языковой личности, и в связи с формированием у этой личности математических представлений, знаний, универсальных умений, компетенций: авторы этих ФГОС всё ещё мечутся между неуправляемым хаосом (Асмолов), использованием культурно-исторической концепции Выготского (Веракса) и желанием попасть под американские шкалы диагностики (Шиян). Иногда педагоги-практики задают прямой вопрос, как выйти из ситуации, когда «учить нельзя», «учить надо». Складывается впечатление, что многие авторы новых образовательных программ, может, и понимают концепцию Выготского, но не знают, как на практике она может быть реализована.

Участники форумов констатировали, что увлечение игровой деятельностью в последние 10-15 лет исчерпывает себя: и родители, и учителя стали замечать, что это не самый лучший метод воспитания. Вырастают люди, которые вызывают серьезную озабоченность взрослых: почему они стали такими и что будет с ними дальше. По всей вероятности, игровую деятельность надо выводить из сферы вседозволенности, а сюжетно-ролевую игру не декларировать, а наполнять конкретным культурно-историческим содержанием.

 

Справка:

Международная конференция «И.А.Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика. 18-21 октября 2017 г..

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт лингвистических исследований РАН, Институт русского языка РАН, Институт языкознания РАН, Гиссенский центр «Восточная Европа». 18-21 октября 2017 г.

Международный форум по математическому образованию. 18-21 октября 2017 г.:

VII Международная научно-практическая конференция «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» МАTHEDU-2017

XXXVI Международный научный семинар преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов «Н.И. ЛОБАЧЕВСКИЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ»

VII Республиканский семинар учителей математики «АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ А.Г. МОРДКОВИЧА ШКОЛЬНЫХ КУРСОВ “АЛГЕБРА 7-9” И “АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 10-11»