РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: НЦ РАО РГППУ

Творчество без границ: профобразование в стране велосипедов, тюльпанов и сыра

Очередная рабочая встреча участников международного проекта Pro-VET состоялась в начале февраля 2020 года в университете Вагенингена, Нидерланды.

РГППУ и НЦ РАО РГППУ на встрече представляли: профессор В.А. Копнов (член Научного совета НЦ РАО РГППУ), доцент О.В. Шмурыгина и доцент М.А. Дремина.

Совместная работа представителей различных стран  по международному  проекту Pro-VET, включенному в план  научно-исследовательской, проектной и научно-организационной деятельности НЦ РАО РГППУ, продолжается уже год.  Представители российской науки из университетов Екатеринбурга, Казани, Москвы, Твери работают в рамках проекта по теме развития профессионального образования и обучения в России и Сербии: что общего есть в системах двух стран; какие эффективные практики обучения мы можем позаимствовать у европейцев, а какие – они у нас; перед какими вызовами нового времени мы окажемся в ближайшем будущем?

1-3
2-1
3-1
6
7-1
8-1
9-1

Своими впечатлениями от поездки в Вагенинген делятся Мария Дремина (РГППУ) и Екатерина Палеха (ИППСП, г. Казань).

Мария Дремина:

«Для меня участие в проекте Pro-VET интересно и ценно тем, что я могу узнать об особенностях организации профессионального образования в европейских странах из «первых рук». Во время наших встреч в европейских университетах зарубежные коллеги проводят экскурсии по колледжам, тренинги и мастер-классы, делясь с нами своим передовым опытом

Также очень важным моментом для меня является то, что на каждой рабочей встрече я выступаю в роли тренера проектной команды. Одна из задач проекта – создание специализированных видеокурсов для тьюторов колледжей, поэтому мой опыт проведения тренингов по тимбилдингу, развитию эмоционального интеллекта, мягких компетенций и креативности пригодился и здесь. 

В Вагенингене я провела тренинг по развитию креативности с помощью арт-практик вместе с профессором Урсом Хейнштейном, президентом Swiss Quality SQCQ.

Вначале профессор Хейнштейн поделился своим опытом использования арт-практик в обучении взрослых. Он рассказал, что преподаватели и тьюторы со временем утрачивают способность выходить за границы полученного ими когда-то опыта проведения занятий. Повторяя привычные действия, они сами перестают мыслить креативно и не стремятся развивать творческий подход у студентов. И если такой подход для решения задач с готовым ответом вполне подходит, то для нахождения принципиально новых альтернатив и самостоятельного принятия решений в условиях неопределенности это не работает.   

Профессор Хейнштейн пояснил, что креативность развивается, когда человек выходит из зоны комфорта и получает новый опыт. В мозге нет специального участка, отвечающего за креативное мышление, оно присуще креативным личностям. Поэтому креативность — это свойство всего организма. Креативное мышление можно развить, делая то, что делают личности креативные. А они постоянно проявляют любопытство, разрывают шаблоны, устремляются к новому, не боятся выглядеть нелепо, много фантазируют, применяют творческий подход. Их можно назвать покорителями новых смыслов, генераторами новых идей, которые они не просто провозглашают, но обязательно воплощают в жизнь. И что очень важно, креативные личности используют не только возможности рационального ума. В ход идут все личностные ресурсы. И, в первую очередь, эмоции – как источник вдохновения.

После лекции профессора Хейнштейна я провела арт-практику по авторской методике. Суть практики заключалась в том, что вначале под моим руководством участники рисовали с закрытыми глазами, что позволило изменить бета-ритмы мозга, присущие логическому мышлению и осуществлению деятельности по заданному алгоритму, на альфа- и тета-ритмы, присущие мышлению творческому. Затем участники находили в своем рисунке ассоциативные образы, которые использовали в качестве новых данных для расширения восприятия и поиска нетривиальных решений при разработке собственной образовательной программы для тьюторов.    

Профессор Хейнштейн наблюдал за процессом и отметил, что многим участникам осуществление «странных», непривычных, действий дается с большим трудом. Но именно такие практики позволяют отойти от стереотипов и взглянуть на проблему с нового ракурса. 

Я очень благодарна моим российским и зарубежным коллегам за вовлеченность, открытость новому опыту и позитивные отклики, которые я получила от них после моего тренинга».  

Екатерина Палеха:

«Вагенинген – небольшой городок в часе езды от величественного и свободного Амстердама. В нем так же много велосипедных дорожек, сырных лавок и пабов с картошкой и сельдью. Есть несколько старинных замков в окрестностях. Но совсем нет туристов – это студенческий городок, тихий, очень чистый, уютный. Правда, в январе здесь стоит дождливая погода.

University of Applied Science Wageningen приветствовал иностранных гостей в своем самом необычном здании, проект которого разрабатывался преподавателями и студентами огромного вуза. Сама постройка напоминает банку из-под монпансье с тремя ярусами, винтовыми лестницами, лифтом. Есть кухня, где преподаватели могут жарить себе блины, есть кафе и множество кофейных аппаратов. В холле красуются ярко раскрашенные скульптуры коровы и лошади. Интерьер отличается практически полным отсутствием стен. Зонирование осуществляется при помощи стеклянных перегородок и стеллажей. Очень много зон со столами, стульями и большими мягкими пуфами, где можно уединиться малой группой и провести совещание, мозговой штурм или семинар.

Мы невольно задумались – а как же классические лекции? Их здесь читают не много и не часто. Под лекции отведено несколько помещений, правда, студенты там сидят полукругом в креслах, и лишь иногда – за партами.

Каждое утро нашей группе преподаватели университета и партнеры проекта из других европейских стран все же читали что-то наподобие лекций – так называемые inspirational sessions. Рассказывали о проектах, которые связаны с онлайн обучением; о том, как строится коммуникация со студентами; о том, что грядущее поколение учится всегда и везде, учится, совершая действия, а вовсе не пересказывая содержание учебников и лекций.  

Участвовали мы и в тренинге Марии Дреминой и Урса Хейнштейна по развитию креативности. Вообще, как мы поняли, главное в процессе обучения – меньше концентрироваться на запоминании, а стараться пропустить материал «через себя», освоить и понять его также телом, эмоциями.

Что касается организации обучения в университете, то оно очень индивидуализировано. Студенты сами выбирают курсы и преподавателей, сами определяют стиль и тему своей исследовательской работы.

В один из дней мы посетили College of Hospitality, где готовят работников для гостиниц, ресторанов, служб аэропорта. Там тоже нет лекционных аудиторий. Зато прямо в здании колледжа на втором этаже – настоящий ресторан, а в соседнем помещении от него – макет пассажирского авиалайнера, с кабиной пилота и салоном для пассажиров. Там все как на борту самолета – кресла, откидные столики, оборудованное место с тележками для обедов. Также есть стеклянные кабинки, где стоит стол, стул и компьютер с принтером, которыми может воспользоваться любой преподаватель или студент.

Когда мы пришли в кондитерский цех, там стоял вкусный аромат свежеиспеченных шоколадных кексов. Продукцию колледжа – кексы, фантастические деревья из разноцветного шоколада, торты, марципановых человечков – с удовольствием забирает на реализацию соседний отель.

В ресторане колледжа нас обслуживали за столами с вечерней сервировкой. Подавали две закуски; суп наливали из необычного чайника, а в конце трапезы предложили вкусить горячий изумительный десерт. Трапеза длилась долго – часа три – строго по этикету, со свечами и изысками. Повара, администраторы, официанты – все студенты колледжа.

И еще. Ни один местный житель не знает, как вызвать такси в городе. На обед они едят сандвичи каждый день, запивают сбитым молоком и литрами кофе. В подземных парковках у них – мириады великов всех мастей. В супермаркете бесплатный кофе и зарядка для смартфона. В автобусах и поездах нет кондукторов, но есть персонал, который вытирает пыль. Может, поэтому стюардесс они готовят не три месяца, а два года?»

«Границ в обучении нет. Есть творчество, непрерывность процесса обучения, максимальная вовлеченность в этот процесс преподавателя и студента», — так прокомментировал особенность обучения один из профессоров University of Applied Science Wageningen.

Исследование в рамках пилотного проекта Pro-VET поддерживается Исполнительным агентством по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре по программе Erasmus+, номер проекта: 598698-EPP-1-2018-1-FI-EPPKA2-CBHE-JP. Поддержка Европейской комиссией выпуска этих публикаций не означает одобрения содержания, которое отражает мнение только авторов, и Комиссия не может нести ответственность за любое использование информации, содержащейся в ней. Авторы также признательны всем партнерам проекта Pro-VET за их вклад в дискуссии и апробацию предложенных процедур.