РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Центр родных языков и культур народов Российской Федерациии

О центре

Цель создания Центра: научное и методическое обеспечение деятельности научных, образовательных и иных организаций, реализующих программы в сфере сохранения, развития и популяризации родных языков и культур народов Российской Федерации; обобщения и распространения в Российской Федерации и за рубежом прогрессивного отечественного опыта и достижений в области теории и методики обучения родным языкам и литературам; взаимодействие с органами государственной власти в разработке и реализации государственной образовательной политики, стратегических направлений, целей и программ сохранения, развития и популяризации родных языков и культур народов Российской Федерации.

Задачи, поставленные перед Центром:
– участие в выработке рекомендаций в сфере языковой и национальной политики Российской Федерации;
– разработка фундаментальных проблем изучения государственного русского языка, родных языков с опорой на русский язык и русского языка с опорой на родной язык в интересах формирования национально-русского и русско-национального двуязычия;
– анализ отечественных и мировых достижений в области теории и методики обучения родным языкам и литературам, обобщение и распространение в Российской Федерации и за рубежом прогрессивного отечественного опыта в этой области;
– организация, координация и проведение научных исследований, направленных на изучение теоретических основ и методологических принципов поликультурного и билингвального образования с учетом различных моделей языковой политики в Российской Федерации, разработка проблем преподавания родных языков и литератур на основе диалога культур;
– разработка новых форм культурно-просветительской деятельности для популяризации языкового и культурно-исторического наследия народов Российской Федерации; – популяризация результатов исследований и разработок в области изучения и преподавания родных языков и культур народов Российской Федерации.  
 
Функции, выполняемые центром:
– организация и проведение мониторинговых исследований развития системы культурно-языкового образования;
– анализ и обобщение результатов актуальных педагогических исследований;
– планирование научных исследований в области изучения и преподавания родных языков и культур народов Российской Федерации;
– организация и проведение научных исследований в данной области согласно сводному календарю мероприятий РАО;
– подготовка научно-методических разработок и иных методических материалов в области изучения и преподавания родных языков и культур народов Российской Федерации;
– научно-консультативное обеспечение деятельности научных, образовательных и иных организаций, реализующих программы в сфере сохранения, развития и популяризации родных языков и культур народов Российской Федерации;
– участие в разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов, государственных, федеральных и региональных целевых и ведомственных программ, проектов федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, учебников и учебных пособий, средств обучения родным языкам и литературам, требований к педагогической продукции в данной области;
– разработка модели межведомственного и внутриведомственного взаимодействия;
– организация сетевого взаимодействия служб различных образовательных организаций;
– инициирование международного сотрудничества, а также организация региональных, отраслевых научных конференций, симпозиумов, научных школ, конгрессов, съездов, круглых столов и т.д.  
 
В настоящее время Центр выполняет следующие работы, в том числе в рамках государственного задания: – осуществляет разработку рекомендаций по научно-методическому и учебно-методическому обеспечению второй дополнительной специальности в системе СПО для обучающихся нефилологического профиля: «Педагог дошкольного образования со знанием родного языка»;  
 
В 2022 году Центр:
– организовал научно-методическое и ресурсное обеспечение программ подготовки учителя-словесника в средних специальных учебных заведениях Российской Федерации и стран СНГ в рамках получения второй специальности;
– организовал и провел:

  • научно-практическую конференцию «Технологии искусственного интеллекта в преподавании родных языков и литератур»;
  • семинар-совещание «Традиции и новации в преподавании русской словесности в условиях языкового и этнокультурного разнообразия»;
  • Международный съезд учителей и преподавателей русской словесности;
  • семинар-совещание учителей и преподавателей словесности «Сквозь магический кристалл: А.С. Пушкин в школе и вузе»;
  • Всероссийскую конференцию «Текст и контекст: классика в зеркале современности»;
  • вебинар по проблемам обеспеченности учебной литературой и качества учебников по родному языку для организаций начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • Всероссийский круглый стол «Проблемы формирования культуры письменной речи в школе и вузе»;
  • круглый стол «Научно-художественная литература для детей: история и современность», посвященный Международному году фундаментальной науки ЮНЕСКО.
  • – был проведен мониторинг потребности систем среднего профессионального образования Российской Федерации и стран СНГ в программах подготовки обучающихся нефилологического профиля второй (дополнительной) специальности «Педагог дошкольного образования со знанием родного языка»; – разработаны рекомендации по научно- и учебно-методическому обеспечению формирования и реализации программ подготовки учителя-словесника в ССУЗах Российской Федерации и стран СНГ; – проведен анализ и создан банк данных учебников по родному языку, вошедших в Федеральный перечень учебников.