30 ноября, в день рождения выдающегося российского психолога, академика Российской академии образования Давида Фельдштейна, в Северо-Восточном федеральном университете (Якутск) вручили всероссийскую премию для лучших психологов и педагогов России, названную его именем. Лауреатом первой премии стала профессор Самарского национального исследовательского университета Татьяна Руднева.
В рамках празднования 60-летнего юбилея университетского образования в СВФУ прошла открытая лекция профессора Татьяны Рудневой. Педагог представила тезисы из своего научного исследования, которое удостоилось премии конкурса – о профессиональной подготовке специалистов юридического профиля.
«Почему я выбрала именно представителей этой профессии? Последние десятилетия это одна из самых популярных профессий, выбираемых выпускниками школ. В наш вуз ежегодно поступают 300 первокурсников на бюджетные места, 450 – на коммерческие, есть также заочное обучение и ускоренная программа для специалистов. Эти люди будут нести правовую культуру в народ. И перед педагогом встает задача – дать будущему юристу не только фундаментальные знания, но и преподать азы профессиональной деятельности, показать свою профессиональную позицию», – объяснила доктор педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования Самарского НИУ Татьяна Руднева.
В работе с людьми, к которой относится профессия юриста, недопустим «брак», считает педагог. «В своем карьерном росте юристы начинают участвовать в международных процессах. Например, у студентов Северо-Восточного федерального университета, который ведет крупные исследования Арктики, есть отличная возможность выйти на мировой уровень. Значит, кроме профессиональных и личностных качеств им нужно владеть языковыми компетенциями», – говорит Татьяна Руднева.
Актовую лекцию посетили студенты, магистранты, преподаватели Северо-Восточного федерального университета. Накануне лауреат премии провела со специалистами вуза круглый стол. «С преподавателями и руководителями мы говорили о профессиональных компетенциях и пришли к выводу, что каждый факультет должен составить свою концепцию специалиста определенного профиля: у преподавателя иностранного языка должна быть своя доминанта личности, у журналиста – другая. Мы выявили универсальный алгоритм: педагог должен интегрировать две модели – профессиональной деятельности и модели личности. Готовый специалист должен обладать профессиональным самосознанием, быть способен владеть собой в разных ситуациях – то есть важна поведенческая составляющая», – отметила профессор.
Профессор рассуждает о профессии педагога: она поделилась, что часто признается в любви к своим магистрантам за то, что не пошли по легкому пути, а выбрали непростую и альтруистическую сферу педагогики. «А ведь могли пойти торговать, перепродавать», – отметила она.
Альтруизм профессии Татьяна Руднева видит в том, что педагогу не стоит ждать благодарностей от учеников. «Всегда будут те, кто оценит вас не так, как вы ожидали», – добавила она. По мнению профессора, сейчас в работе педагога есть много лишней работы: преподаватель должен разрабатывать учебно-методические комплексы, методическое сопровождение, составлять учебники, электронные курсы – то есть делать то, что чистой педагогике несвойственно.
«Учитель ты до тех пор, пока учишься сам – это правило прекрасно характеризует нашу профессию. В педагогике силен принцип консерватизма, нам сложно менять стереотипы, но другого пути нет», – напутствовала лауреат премии Татьяна Руднева.
Всероссийская премия имени выдающегося российского психолога, академика Российской академии образования Давида Фельдштейна была учреждена Северо-Восточного федерального университета в 2016 году. На конкурс поступили заявки и научные работы ученых, творческих коллективов из российских вузов.
Интервью с профессором Самарского национального исследовательского университета Татьяной Рудневой
Источник: пресс-служба Северо-Восточного федерального университета.