РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

Окружная Ассамблея Российской академии образования прошла в Северо-Западном федеральном округе

26 марта 2024 года в рамках XIV Петербургского международного образовательного форума в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена прошла восьмая (заключительная) окружная Ассамблея Российской академии образования, которая собрала более 400 участников.

Перед началом Пленарного заседания участники Ассамблеи почтили минутой молчания память о погибших при теракте в «Крокус Сити Холл» 22 марта.

На открытии прозвучало приветственное слово президента Российской академии образования, академика РАО, доктора исторических наук, профессора Ольги Юрьевны Васильевой. Также к участникам обратились заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Алексей Александрович Ерин и ректор Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена, член-корреспондент РАО, кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, профессор Сергей Валентинович Тарасов.

Участниками Ассамблеи были методисты, ученые, преподаватели высшей школы и школьные педагоги, руководители органов управления образованием различного уровня, директора школ Северо-Западного федерального округа.

Ассамблея была посвящена решению вопросов эффективного управления образовательными системами через сотрудничество с научными подразделениями РАО. В число спикеров вошли ведущие ученые и руководители подразделений Академии, доктора наук. Модератором пленарного заседания выступил и.о. вице-президента РАО, академик РАО, доктор психологических наук Виктор Стефанович Басюк.

В ходе пленарного заседания В.С.Басюк выступил с открытой лекцией «Взаимодействие РАО и педагогов: возможные точки соприкосновения, сотрудничество и перспективы», где рассказал участникам Ассамблеи, что среди приоритетных задач РАО – экспертная деятельность, повышение качества образования, диссертационные исследования. Виктор Стефанович сообщил, что на сегодняшний день академия объединяет 300 учёных и экспертов, 40 иностранных членов, 6 профильных отделений и центры, работающие на базе Академии, а также образовательные площадки, работающие на базе образовательных организаций разных типов, где учёные имеют возможность апробировать свои разработки.

После перерыва участники Ассамблеи разошлись по шести залам, где с интересом слушали выступления лекторов.

В зале 1 (Колонном зале) Виктор Стефанович Басюк рассказал слушателям о достижении личностных результатов образования через развитие самосознания и внутренней позиции личности, а также о том каким должен быть руководитель образовательной организации. Директор центра научно-методического сопровождения педагогических работников РГПУ им. А.И. Герцена, представитель СЗРНЦ РАО, доктор педагогических наук, профессор Елена Витальевна Пискунова рассказала о персонификации научно-методического сопровождения педагогических работников, каковы проблемы и перспективы.

В зале 2 (Гербовом зале) эксперт РАО, руководитель центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО Бондаренко Наталья Валерьевна рассказывала об образовательном законодательстве, как педагогическому сообществу не заблудиться в правовом поле, механизме стратегического управления в условиях обновлённых ФГОС, а также об организационной культуре в образовательной организации.

В зале 3 (Мариинском зале) профессор кафедры педагогики Мурманского арктического университета, заслуженный учитель Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор Дмитрий Григорьевич Левитес прочел лекцию: «Общество и образование: вызовы и ответы». Профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы Института педагогики, психологии и физического воспитания Вологодского государственного университета, руководитель Вологодского НЦ РАО, доктор педагогических наук Лариса Олеговна Володина рассказала собравшимся о роли семьи и семейных ценностях в воспитательном процессе образовательных организаций. Заведующая кафедрой истории педагогики и образования РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор Наталья Михайловна Федорова информировала участников Ассамблеи о социально-педагогической практике взаимодействия семьи и школы.

В зале 4 (Дискуссионном зале) директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, член-корреспондент РАО, доктор педагог наук, доктор психологических наук, профессор Александр Ильич Савенков рассказывал собравшимся о диагностике и развитии детской одаренности в современной образовательной среде, когнитивном и метакогнитивном развитии личности ребенка в учебно-исследовательской деятельности, а также о методике учебно-исследовательской деятельности в детском саду и начальной школе.

В зале 5 (Голубом зале) руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования РФ (МГППУ), член-корреспондент РАО, доктор психологических наук Ольга Александровна Ульянина в своем докладе сообщила участникам Ассамблеи о системе оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений, а также рассказала о ключевых направлениях деятельности и перспективах развития психологических служб в системе образования. Директор института психологии РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат психологических наук, доцент Светлана Александровна Безгодова сообщила собравшимся о психологической подготовке педагогов в условиях цифровых трансформаций повседневной действительности.

В зале 6 (Большом конференц-зале) руководитель центра развития инклюзивного образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Светлана Борисовна Лазуренко поведала собравшимся об организации образования детей с ОВЗ в соответствии с национальными приоритетами государственной политики, а также рассказала о вариативных моделях организации педагогической помощи обучающимся с тяжелыми нарушениями речи в образовательной организации. Научный руководитель РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор Виталий Зорахович Кантор прочел собравшимся лекцию «Инклюзивные диспозиции как профессионально значимые характеристики будущих педагогов: типологический аспект».

Как и все прошедшие Окружные Ассамблеи РАО, Ассамблея в Северо-Западном федеральном округе получилась насыщенной и интересной, актуальной и отвечающей на действительно острые и злободневные вопросы сегодняшнего образования.

Цикл окружных Ассамблей «Эффективное управление образовательными системами: менеджмент и наука» Российской академии образования 2023/24 гг. завершился. Итоги окружных Ассамблей, а также другие актуальные вопросы сферы образования будут обсуждаться на III Международной Ассамблее Российской академии образования «Образование и семья – единство ценностей», которая пройдет в Российской академии образования с 16 по 19 апреля 2024 года. Регистрация участников и программа Ассамблеи доступны по ссылке.