РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

Симпозиум «Идеи К. Д. Ушинского в современной системе воспитания детей с ОВЗ» в рамках Международной научной конференции «Научное наследие великого русского педагога К.Д. Ушинского»

14 марта 2023 года в Российской академии образования в рамках проведения Международной научной конференции «Научное наследие великого русского педагога К.Д. Ушинского» состоялся симпозиум «Идеи К.Д. Ушинского в современной системе воспитания детей с ОВЗ», организатором которого стал Центр развития инклюзивного образования РАО.

Модераторами мероприятия выступили Ямбург Евгений Александрович, директор государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа № 109», академик РАО, доктор педагогических наук, и Лазуренко Светлана Борисовна, руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.

Симпозиум открыл доклад Евгения Александровича Ямбурга «Разговор с К.Д. Ушинским о самом важном». В ходе перечисления научных идей великого педагога Евгений Александрович отметил их практическую важность и актуальность. Евгений Александрович озвучил одну из ключевых идей К.Д. Ушинского о ведущей роли всесторонней подготовки и высокой квалификации педагога: «Чтобы вырастить гармонично развитого ребенка, нужно понимать, как он устроен, а потом уже развивать его физически и умственно. Только тогда воспитание принесет пользу, а не вред».

Некоторые факты биографии и мысли К.Д. Ушинского через призму современной цифровой культуры изучения ребенка с особыми образовательными потребностями были приведены заместителем генерального директора компании «Дэльфа М», кандидатом искусствоведения, доцентом Меньковым Алексеем Борисовичем. Вспоминая идею Ушинского К.Д. о важности наглядности упражнений, Александр Борисович акцентировал внимание аудитории на возможности соединения современных компьютерных технологий и эффектов, использовании специального программного продукта для занятий с детьми с особыми образовательными потребностями. Согласно рекомендации великого педагога, «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».

Идеи К.Д. Ушинского в системе развития познавательной деятельности детей с ОВЗ раскрыты в докладе Лазуренко Светланы Борисовны, руководителя Центра развития инклюзивного образования РАО, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора. Светлана Борисовна отметила, что ряд идей К.Д. Ушинского воплощаются в современных нормативных документах. В докладе перечислены примеры созвучия идей К.Д. Ушинского современным реалиям, в частности центральной идеи народности воспитания, привлечения ребенка к социально-продуктивной деятельности, работы педагогов по развитию речи, рекомендации по организации процесса обучения детей раннего возраста, по  организации базовых условий учебного процесса, важности развития профессионального образования и гуманизме воспитания.

О наследии К.Д. Ушинского в теории и практике современной дефектологии рассказала Медникова Людмила Сергеевна, доктор психологических наук, профессор кафедры олигофренопедагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Людмила Сергеевна напомнила, что ряд дидактических принципов, сформулированных великим педагогом на основе культурно-антропологического подхода, заняли прочное место в системе специального образования с первых этапов его становления. Людмила Александровна подчеркнула, что антропологический подход, всесторонне обоснованный К.Д. Ушинским и усвоенный дефектологией, важно сохранить при отборе содержания образования. В своем докладе Людмила Александровна особо выделила идею выдающегося ученого о том, что за некоторым алгоритмом работы должно стоять высокое мастерство специалиста, способного разглядеть в природе человека средство воспитательного влияния.

Результаты исследования коммуникативной компетенции специалистов комплексной помощи в работе с подростками в условиях лечебных учреждений в своем выступлении представила Истомина Луиза Андреевна, аспирант 3 курса аспирантуры Московского государственного психолого-педагогического университета.

Завершил симпозиум доклад кандидата исторических наук, руководителя Центра содействия развитию научных исследований в специальном образовании им В.П. Кащенко Тимофеева Михаила Анатольевича «Рецепция педагогической антропологии К.Д. Ушинского на рубеже эпох (по материалам творческого наследия В.П. Кащенко)». Михаил Анатольевич напомнил, что великие ученые К.Д. Ушинский и В.П. Кащенко работали в переломные периоды отечественной истории. В докладе Михаил Анатольевич выделил общий системный целостный подход и общее направление исследований выдающихся ученых: в изучении человека оба ученых ставили во главу угла два подхода: наблюдение (объективное наблюдение) и психологическое (экспериментальное) исследование.

К обсуждению научного наследия великого русского педагога были приглашены специалисты сферы высшего образования, научно-педагогические работники, магистранты и студенты, практические работники организаций общего и дополнительного образования.

Тематика симпозиума вызвала широкий общественный интерес: к онлайн трансляции подключилось более 400 человек. Представленные на симпозиуме доклады напомнили о великом наследии выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского и о высокой общественной значимости профессии педагога.