Центр развития инклюзивного образования

Меню раздела

Цель создания Центра:

содействие развитию наук дефектологии и коррекционной психологии, научного и методического обеспечения системы образования лиц с особыми образовательными потребностями в Российской Федерации, совершенствованию системы специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.

Задачи, поставленные перед Центром:

  • организационно-методическая поддержка профессионального и научно-педагогического сообщества в сфере специального и инклюзивного образования;
  • интеграция результатов фундаментальных и поисковых научных исследований в области специального образования и коррекционной психологии в педагогическую практику;
  • участие в совершенствовании системы управления, развития и оценки научного потенциала регионов РФ в сфере специального и инклюзивного образования;
  • законотворческая деятельность, разработка нормативной и методической базы специального и инклюзивного образования в России;
  • обобщение и распространение в Российской Федерации прогрессивного опыта развития специального и инклюзивного образования, достижений в сфере наук об образовании и смежных с ней научных отраслей;
  • развитие партнерских отношений РАО с органами власти, российскими и зарубежными научными и образовательными организациями;
  • координация взаимодействия с сетью региональных научных и научных центров РАО, инновационных площадок РАО в субъектах Российской Федерации;
  • экспертное обеспечение в сфере инклюзивного образования;
  • организация поисковых научных исследований в сфере специального и инклюзивного образования, коррекционной психологии и социальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Функции, выполняемые центром:

  • анализ результатов перспективных фундаментальных и поисковых научных исследований в области специального образования и коррекционной психологии, их масштабной трансляции профессиональному сообществу;
  • участие в оперативной оценке состояния и прогнозирование развития системы образования лиц с особыми образовательными потребностями в России;
  • изучение состояния подготовки кадров и обеспеченности наиболее востребованными специалистами системы образования лиц с особыми образовательными потребностями;
  • организация фундаментальных научных исследований в области специального и инклюзивного образования;
  • участие в разработке инновационных методов и средств коррекционно-педагогической и специальной психологической помощи лицам с ОВЗ и инвалидностью в Российской Федерации;
  • анализ и участие в разработке эффективных моделей и механизмов междисциплинарного и сетевого взаимодействия в образовании и социальной интеграции лиц с особыми образовательными потребностями;
  • оказание научно-методической и информационной поддержки специалистам в области специального и инклюзивного образования, государственным структурам, осуществляющим управление в сфере образования с целью повышения его качества и достижения целевых показателей национальных проектов;
  • привлечение молодых ученых и студентов к научно-исследовательской работе и организация их участия в мероприятиях РАО;
  • содействие развитию российской научной школы в подготовке базовых концептуальных предложений по совершенствованию отечественной системы инклюзивного образования;
  • продвижение достижений отечественной дефектологии и коррекционной психологии в системе образования лиц с ОВЗ и инвалидностью;
  • участие в научно-методическом обеспечении реализации государственной политики, стратегических направлений, целей и государственных программ в сфере специального и инклюзивного образования;
  • экспертно-аналитическое сопровождение развития специального и инклюзивного образования в Российской Федерации;
  • участие в экспертизе учебников, учебных пособий, программ в области специального и инклюзивного образования;
  • мониторинг, анализ и экспертиза научно-методического обеспечения государственной политики, стратегических направлений, целей и государственных программ в сфере специального и инклюзивного образования;
  • организационно-методическая поддержка профессионального и научно-педагогического сообщества РФ и зарубежных стран;
  • методическое сопровождение социально значимых проектов в области инклюзивного образования.

В состав Центра развития инклюзивного образования входят:

  • лаборатория обучающихся с особыми образовательными потребностями.
  • лаборатория развития высшего специального (дефектологического) образования.

В настоящее время Центр развития инклюзивного образования выполняет следующие работы, в т. ч. в рамках государственного задания:

  • создание базы научных и региональных научных центров, образовательных организаций, реализующих АООП обучающихся с ОВЗ, государственных высших образовательных учреждений по подготовке специалистов в области специального и инклюзивного образования с целью распространения в Российской Федерации прогрессивного опыта развития специального и инклюзивного образования. Организация и проведение конференций, круглых столов, онлайн-семинаров, по научным темам в области образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
  • организационно-методическая поддержка развития специального и инклюзивного образования в ЛНР и ДНР: мониторинг организации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях ЛНР и ДНР, проведение серии онлайн-вебинаров для образовательных организаций;
  • организация поисковых научных исследований для развития образования детей с ОВЗ; проведение исследования в образовательных организациях, осуществляющих обучение детей школьного возраста по АООП в различных федеральных округах Российской Федерации;
  • работа по разработке междисциплинарного исследования подготовки кадров в области отоларингологии, педиатрии и коррекционной педагогики c целью интеграции результатов фундаментальных и поисковых научных исследований;
  • участие в совершенствовании системы управления, модернизации научно-исследовательской деятельности молодых ученых в области специального и инклюзивного образования, организация работы по академическому научному наставничеству, работа по анализу и систематизации данных о научных школах по дефектологии, разработка критериев для формирования современных научных школ по специальному и инклюзивному образованию;
  • вхождение в общественный совет базовой организации стран-участников Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области специального и инклюзивного образования;
  • организация системы наставничества для сотрудников домов-интернатов для детей-инвалидов системы социальной защиты из 9 регионов Российской Федерации;
  • экспертная деятельность в области инклюзивного образования;
  • участие в обсуждении вопросов подготовки дефектологов и внесение предложений на заседании рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов.

В 2022 году в Центр развития инклюзивного образования:

Организовал:

  • круглый стол «Вопросы стандартизации содержания адаптированных основных образовательных программ для детей с ОВЗ в контексте достижения целевых ориентиров национального проекта «Образование», 760 участников;
  • научно-практическую конференцию «Инклюзия XXI века: теория и практика российского образования детей с особыми образовательными потребностями», 2200 участников;
  • заседание Рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов «Кадры дефектологов: состояние и подготовка (об исполнении Поручения Президента Российской Федерации от 24 сентября 2021 г. № Пр-1808ГС, п.3 а) по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 25 августа 2021 года)», 50 участников;
  • круглый стол «Кандидатская диссертация как индикатор научной и социальной зрелости соискателя», 60 участников;
  • вебинар «Совершенствование подготовки кадров в области сурдопедагогики в высших учебных заведениях в Российской Федерации», 60 участников.

Сотрудники Центра приняли активное участие в качестве спикеров, модераторов секций, докладчиков в научно-практических мероприятиях сторонних организаций, в том числе:

  • Международный научно-образовательный форум «Специальное образование XXI века», г. Санкт-Петербург;
  • круглый стол «Инклюзивное образование в России», Палата молодых законодателей при Совете Федерации совместно с Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ) Московского государственного гуманитарно-экономического университета (МГГЭУ), г. Москва;
  • I Всероссийская научно-практическая конференция «Азбукинские слушания. Коррекционная педагогика в психиатрии», г. Москва;
  • III Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование – Путь к успеху», Республика Саха (Якутия), г. Якутск;
  • международная научно-практическая конференция «Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика», Белорусия, г. Минск;
  • круглый стол «Развитие волонтерской деятельность в рамках конкурсного движения «Абилимпикс», г. Москва;
  • Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому», г. Москва;
  • международная научно-практическая конференция «Стратегии современной инклюзии: инновационный путь развития как ответ на вызовы нового времени», г. Челябинск;
  • II Конгресс молодых ученых, г. Сочи.