РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Центр развития инклюзивного образования

О центре

Цель создания Центра: содействие развитию наук дефектологии и коррекционной психологии, научного и методического обеспечения системы образования лиц с особыми образовательными потребностями в Российской Федерации, совершенствованию системы специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.

Задачи, поставленные перед Центром:

– организационно-методическая поддержка профессионального и научно-педагогического сообщества в сфере специального и инклюзивного образования; – интеграция результатов фундаментальных и поисковых научных исследований в области специального образования и коррекционной психологии в педагогическую практику; – участие в совершенствовании системы управления, развития и оценки научного потенциала регионов РФ в сфере специального и инклюзивного образования; – законотворческая деятельность, разработка нормативной и методической базы специального и инклюзивного образования в России; – обобщение и распространение в Российской Федерации прогрессивного опыта развития специального и инклюзивного образования, достижений в сфере наук об образовании и смежных с ней научных отраслей; – развитие партнерских отношений РАО с органами власти, российскими и зарубежными научными и образовательными организациями; – координация взаимодействия с сетью региональных научных и научных центров РАО, инновационных площадок РАО в субъектах Российской Федерации; – экспертное обеспечение в сфере инклюзивного образования; – организация поисковых научных исследований в сфере специального и инклюзивного образования, коррекционной психологии и социальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Функции, выполняемые центром: – анализ результатов перспективных фундаментальных и поисковых научных исследований в области специального образования и коррекционной психологии, их масштабной трансляции профессиональному сообществу; – участие в оперативной оценке состояния и прогнозирование развития системы образования лиц с особыми образовательными потребностями в России; – изучение состояния подготовки кадров и обеспеченности наиболее востребованными специалистами системы образования лиц с особыми образовательными потребностями; – организация фундаментальных научных исследований в области специального и инклюзивного образования; – участие в разработке инновационных методов и средств коррекционно-педагогической и специальной психологической помощи лицам с ОВЗ и инвалидностью в Российской Федерации; – анализ и участие в разработке эффективных моделей и механизмов междисциплинарного и сетевого взаимодействия в образовании и социальной интеграции лиц с особыми образовательными потребностями; – оказание научно-методической и информационной поддержки специалистам в области специального и инклюзивного образования, государственным структурам, осуществляющим управление в сфере образования с целью повышения его качества и достижения целевых показателей национальных проектов; – привлечение молодых ученых и студентов к научно-исследовательской работе и организация их участия в мероприятиях РАО; – содействие развитию российской научной школы в подготовке базовых концептуальных предложений по совершенствованию отечественной системы инклюзивного образования; – продвижение достижений отечественной дефектологии и коррекционной психологии в системе образования лиц с ОВЗ и инвалидностью; – участие в научно-методическом обеспечении реализации государственной политики, стратегических направлений, целей и государственных программ в сфере специального и инклюзивного образования; – экспертно-аналитическое сопровождение развития специального и инклюзивного образования в Российской Федерации; – участие в экспертизе учебников, учебных пособий, программ в области специального и инклюзивного образования; – мониторинг, анализ и экспертиза научно-методического обеспечения государственной политики, стратегических направлений, целей и государственных программ в сфере специального и инклюзивного образования; – организационно-методическая поддержка профессионального и научно-педагогического сообщества РФ и зарубежных стран; – методическое сопровождение социально значимых проектов в области инклюзивного образования. В состав Центра развития инклюзивного образования входят: – лаборатория обучающихся с особыми образовательными потребностями. – лаборатория развития высшего специального (дефектологического) образования. В настоящее время Центр развития инклюзивного образования выполняет следующие работы, в т. ч. в рамках государственного задания: – создание базы научных и региональных научных центров, образовательных организаций, реализующих АООП обучающихся с ОВЗ, государственных высших образовательных учреждений по подготовке специалистов в области специального и инклюзивного образования с целью распространения в Российской Федерации прогрессивного опыта развития специального и инклюзивного образования. Организация и проведение конференций, круглых столов, онлайн-семинаров, по научным темам в области образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. – организационно-методическая поддержка развития специального и инклюзивного образования в ЛНР и ДНР: мониторинг организации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях ЛНР и ДНР, проведение серии онлайн-вебинаров для образовательных организаций; – организация поисковых научных исследований для развития образования детей с ОВЗ; проведение исследования в образовательных организациях, осуществляющих обучение детей школьного возраста по АООП в различных федеральных округах Российской Федерации; – работа по разработке междисциплинарного исследования подготовки кадров в области отоларингологии, педиатрии и коррекционной педагогики c целью интеграции результатов фундаментальных и поисковых научных исследований; – участие в совершенствовании системы управления, модернизации научно-исследовательской деятельности молодых ученых в области специального и инклюзивного образования, организация работы по академическому научному наставничеству, работа по анализу и систематизации данных о научных школах по дефектологии, разработка критериев для формирования современных научных школ по специальному и инклюзивному образованию; – вхождение в общественный совет базовой организации стран-участников Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области специального и инклюзивного образования; – организация системы наставничества для сотрудников домов-интернатов для детей-инвалидов системы социальной защиты из 9 регионов Российской Федерации; – экспертная деятельность в области инклюзивного образования; – участие в обсуждении вопросов подготовки дефектологов и внесение предложений на заседании рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов. В 2022 году в Центр развития инклюзивного образования:Организовал:

  • круглый стол «Вопросы стандартизации содержания адаптированных основных образовательных программ для детей с ОВЗ в контексте достижения целевых ориентиров национального проекта «Образование», 760 участников;
  • научно-практическую конференцию «Инклюзия XXI века: теория и практика российского образования детей с особыми образовательными потребностями», 2200 участников;
  • заседание Рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов «Кадры дефектологов: состояние и подготовка (об исполнении Поручения Президента Российской Федерации от 24 сентября 2021 г. № Пр-1808ГС, п.3 а) по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 25 августа 2021 года)», 50 участников;
  • круглый стол «Кандидатская диссертация как индикатор научной и социальной зрелости соискателя», 60 участников;
  • вебинар «Совершенствование подготовки кадров в области сурдопедагогики в высших учебных заведениях в Российской Федерации», 60 участников.

Сотрудники Центра приняли активное участие в качестве спикеров, модераторов секций, докладчиков в научно-практических мероприятиях сторонних организаций, в том числе:

  • Международный научно-образовательный форум «Специальное образование XXI века», г. Санкт-Петербург;
  • круглый стол «Инклюзивное образование в России», Палата молодых законодателей при Совете Федерации совместно с Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ) Московского государственного гуманитарно-экономического университета (МГГЭУ), г. Москва;
  • I Всероссийская научно-практическая конференция «Азбукинские слушания. Коррекционная педагогика в психиатрии», г. Москва;
  • III Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование – Путь к успеху», Республика Саха (Якутия), г. Якутск;
  • международная научно-практическая конференция «Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика», Белорусия, г. Минск;
  • круглый стол «Развитие волонтерской деятельность в рамках конкурсного движения «Абилимпикс», г. Москва;
  • Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому», г. Москва;
  • международная научно-практическая конференция «Стратегии современной инклюзии: инновационный путь развития как ответ на вызовы нового времени», г. Челябинск;
  • II Конгресс молодых ученых, г. Сочи.