РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: НЦ РАО РГППУ

Непрерывное образование, от цифрового до инклюзивного, обсудили в Екатеринбурге

22 января в Екатеринбурге состоялась II-я Международная научно-практическая конференция «Непрерывное образование: теория и практика реализации». Главными темами стали цифровизация образования, идентификация и самоидентификация субъектов непрерывного образования и образование для людей с ограниченными возможностями здоровья.

НЦ РАО РГППУ

Состав участников, принявших очное и заочное участие в конференции, продемонстрировал междисциплинарный статус и международный уровень проблем, предложенных для обсуждения, а также высокий к ним интерес современного научного сообщества. Организаторами конференции стали Институт непрерывного образования РГППУ (директор, кандидат педагогических наук, доцент Наталья Ломовцева) и Научный Центр РАО РГППУ. Программный комитет конференции возглавил доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, ректор РГППУ, директор НЦ РАО РГППУ Евгений Дорожкин.

В работе конференции приняли участие 114 человек, среди которых ученые и педагоги-практики из Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и регионов Российской Федерации.

Выбранный формат конференции (научная сессия с последовательным обсуждением основных тематических докладов) позволил сформировать междисциплинарное поле обсуждения, глубже рассмотреть вопросы, требующие интеграции позиций ученых и педагогов-практиков, различных субъектов процесса образования.

Доклад доцента Натальи Ломовцевой «Основные аспекты развития цифрового образования (на примере РГППУ)» задал основную линию дискуссии. Докладчик раскрыла особенности образования в эпоху цифровой экономики, нормативные основания цифровизации образования, а также познакомила с концепцией развития цифрового образования в ФГАОУ ВО РГППУ и практикой ее реализации. Наталья Ломовцева отметила, что в декабре 2018 года она приняла участие в заседании Бюро отделения профессионального образования РАО, где с докладом «Цифровая дидактика – современный тренд развития образования» выступила академик РАО Ирэна Роберт. Это содействовало более глубокому осмыслению тех задач, которые предстоит решать в процессе цифровизации образования.

Тема цифровизации образования стала предметом активного обсуждения. Она была представлена как в материалах конференции (Н. Климова, А. Малыгин, Е. Неупокоева, Н. Никонова, Л. Плаксина, А. Токарь, В. Третьякова, А. Усманов, О. Ушакова и др.), так и в устных выступлениях. А. Сергеева (ГАПОУ СО «Екатеринбургский энергетический техникум», Екатеринбург) подняла проблемы подготовки и переподготовки кадров для цифровой экономики, и прежде всего, кадров педагогических. О противоречиях в цифровизации высшего образования говорила Светлана Логинова (ФГАОУ ВО «РГППУ», Екатеринбург). Она выделила основной парадокс современной информационной ситуации в обучении: несмотря на растущую информационную грамотность, студент не может отобрать необходимое и достаточное количество источников информации. В этих условиях научить студентов «учиться»: извлекать необходимое, отсекая ненужную (излишнюю) информацию, осмысленно ориентироваться во все возрастающем ее потоке —  одна из главных задач педагога.

НЦ РАО РГППУ

Второй темой обсуждения стал вопрос идентификации и самоидентификации субъектов непрерывного образования в условиях изменяющейся образовательной и социальной среды. Обсуждались следующие аспекты: «образ Я» студентов в процессе проектирования личностного и профессионального будущего (И. Курочкина); воспитание самостоятельности обучающихся колледжа (И. Гомбоева); новый образ ремесленника как субъекта обучения (Е. Бычкова); формирование транспрофессиональных компетенций педагогов (С. Котова, И. Хасанова); духовно-нравственные ценности (Н. Ронжина, Н. Церковникова); антикорупционное мировоззрение личности, акмеология и андрагогика субъекта образования (А. Бугров, И. Девятовская, О. Балалиева, О. Суйкова, Е. Федотова и др.) Профессор Людмила Андрюхина поставила вопрос о креативности как результате непрерывного образования и как условии его воспроизводства и развития. В материалах и сообщениях участников подчеркивалось, что непрерывное образование во все большей степени должно осмысляться как пространство для формирования готовности к профессионально-творческой деятельности (А. Киселева, Н. Чапаев, В. Леднев и др.)

Третий цикл развернувшейся дискуссии сконцентрировался вокруг обсуждения темы «Инклюзивное образование людей с ограниченными возможностями здоровья», которую представила в своем докладе Татьяна Падерина (МБОУ средняя общеобразовательная школа № 107, Екатеринбург). По мнению участников конференции, внедрение инклюзии в образовании повлечет за собой кардинальную перестройку системы образования, как общего, так и профессионального. Вероятнее всего в образовании должны произойти не только организационные изменения, такие как внедрение в штат образовательных организаций психологов, логопедов, дефектологов, воспитателей, тьютеров; но и изменения нормативные, финансовые и архитектурные.

По итогам конференции подготовлен к изданию сборник научных трудов (73 статьи). Электронная версия сборника материалов будет размещена в научной электронной библиотеке (eLibrary.ru) и включена в Российский индекс научного цитирования РИНЦ.