Падение учебной мотивации, «теснота» классно-поурочной системы и массовое распространение асоциальных форм поведения подростков являются ключевыми цифровыми вызовами образованию, сообщил президент Российской академии образования Юрий Зинченко.
«Цифровые вызовы образованию. Системная непроработанность возможностей и рисков цифровизации и роботизации общества, экономики и образования. Виртуальное поощрение и ускоренная массовизация асоциальных форм поведения детей и подростков: кибербуллинг, психическая анорексия, суицидальное поведение, потребление психотропных препаратов и другое при отсутствии эффективных превентивных и реабилитационных программ», — говорится в презентации Зинченко, представленной в рамках дискуссии «Цифровое образование глазами фундаментальной науки».
Среди прочих проблем Зинченко также обращает внимание на переход от бумажных учебников к цифровым образовательным средам и создание систем обучающего искусственного интеллекта, а также на цифровое информационное пространство как мощнейший фактор социализации воспитания ребенка при несформированности «цифровой этики и морали».
«Освоение новых форм (в том числе дистанционных) организации образовательного пространства, «теснота» традиционной классно-поурочной системы. Падение учебной мотивации как основной фактор снижения экономической успешности. Тренд на ускорение изменений нормативных документов в сфере образования без должной научно-методологической проработки и прогноза. Трансформация функции контроля как средства обратной связи в образовании в финальные оценочные процедуры, часто носящие необратимый характер», — указано в презентации.