Образование как ресурс качества жизни

Меню раздела

Вчера в Правительстве области состоялась встреча с руководителями образовательных ведомств Северо-Западного федерального округа. Она проходит в рамках выездного заседания рабочей группы Совета при полномочном представителе Президента РФ по вопросам развития комплекса «Наука – образование – инновации».

Участники встречи приехали в нашу область из Новгородской, Мурманской, Вологодской, Псковской, Архангельской и Калининградской областей, а также из республики Коми, Карелии. Нередко это министры образования в своих территориях, начальники департамента, начальники управления этой отрасли.
Как известно, школа в самом широком смысле, в Ленинградской области – одна из самых передовых в стране. Неудивительно, что уже первые доклады были для гостей встречи очень интересными. 

Открыл заседание Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. Часто бывая в учебных заведениях и лично открывая новые школы, он хорошо знает положение дел на местах.

Приветствуя гостей, Дрозденко заметил, что и для руководителей нашего образования будет очень полезно узнать об опыте коллег Северо-Запада. Что же касается нашего региона, то здесь развитая сеть различных образовательных учреждений: это и детские сады, и школы, в том числе коррекционные, и детские дома, и профессиональные училища. 
Одной из важных проблем, стоящих перед руководителями области, по словам Губернатора, – повышение заработной платы учителей. И если в прошлом году она составляла 31,1 тысячи рублей, то годом раньше была почти на 10 тысяч меньше.
Особо остановился Александр Дрозденко на ситуации с детскими садами, подчеркнув, что Ленинградская область – единственная в стране, где действует принцип: детсады в обмен на налоги. Это тот случай, когда строителям стало выгодно работать именно с такого рода объектами. В минувшем году в области появилось пять новых садов, а в этом году их число вырастет до десяти. К 2015 году область надеется полностью обеспечить детей от 3 до 7 лет местами в детских учреждениях. Что касается школ, то в 2013-м было введено три новых школы, в ближайшие же годы появится еще десять.
Остановился Губернатор А. Дрозденко и на оснащении учебных заведений, и на вопросах с ЕГЭ (где наши ребята каждый год показывают высокие результаты), и на положении с профессиональным образованием. Оно оказывает молодежи большой спектр образовательных услуг. Неудивительно, что госзаказ в этой отрасли выполнен на 100 процентов.

Продолжил тему, поднятую Губернатором, председатель комитета общего и профессионального образования Сергей Тарасов. В самом начале своего доклада он подчеркнул: «Образование для нас – это ресурс повышения качества жизни. Человеческий капитал – не только его знания, но и умение отстаивать свою жизненную позицию». 
Но для этого, естественно, начиная с детских садов и школ должны быть созданы соответствующие условия. Среди них, на что обращается особое внимание, – психологическая безопасность школьника. 
Новые мероприятия – новые проекты. Среди них создание базовых школ, работа с одаренными детьми, материальная помощь детям из многодетных семей, аттестация учителей, значительная материальная помощь, в том числе квартирная молодым преподавателям. Кстати, 204 новых школьных автобуса теперь подвозят не только ребят, но и учителей.

Что стоит, к примеру, проект по названием «Мариинской театр – детям области»! А растущие связи с Русской православной церковью? Или звание «Почетный учитель Ленинградской области»? А стажировка наших учителей за рубежом, в частности в школах Скандинавии? Или абсолютное большинство школьников, имеющих выход в Интернет? Все это реалии сегодняшней Ленинградской школы.
Доктор психологических наук, член-корреспондент Российской Академии образования Ирина Баева назвала свое выступление «О реализации проекта «Создание и внедрение системы сопровождения психологической безопасности субъектов образовательного пространства в Ленинградской области».

Еще вчера нечасто употребляемое понятие психологической безопасности все шире входит в науку об образовании, о школе. Экономика и политика, отметила Ирина Баева, могут успешно развиваться только в среде с определенными параметрами – то есть в условиях этой самой психологической безопасности. «Справедливость – равенство – безопасность», – такая триада была предложена в выступлении члена-корреспондента Академии образования.
Впервые объектом экспериментальной работы стало пространство целого региона. И этот эксперимент Академия поддержала. А конкретно – 23 образовательных учреждения приняли участие в эксперименте. Причем, что немаловажно, больше половины их расположены в поселках и деревнях. 

– Здесь мы пошли на опережение, – подчеркнула руководитель проекта, – стремясь сделать прогноз. И это у нас, кажется, получилось…

* * *

Пятница, 18 апреля, – не менее интересный и познавательный день для наших гостей. Они проводят время в Выборге, встречаясь с руководителями города и района, выступают со своими докладами, посещают музей «Эрмитаж-Выборг», знаменитую библиотеку Алвара Аалто и Выборгский замок. Здесь проходит презентация местных образовательных программ.

Елена Швецова

vesty.spb.ru, 18 апреля 2014