К 100-летию известного отечественного компаративиста, одного из основоположников научной школы сравнительной педагогики, члена-корреспондента Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора
БОРИСА ЛЬВОВИЧА ВУЛЬФСОНА
(1920-2016)
Дорогие коллеги!
27 мая мы отмечаем 100-летие со дня рождения Бориса Львовича Вульфсона. В силу обстоятельств мы это делаем в заочном формате, однако память об известном ученом-компаративисте, со-основоположнике нашей научной школы сравнительной педагогики, члене-корреспонденте РАО, докторе педагогических наук, профессоре Б.Л. Вульфсоне требует нашей очной встречи. Это наша научная обязанность, наша необходимость, наш долг перед памятью и наследием ученого, проработавшего в стенах Института 55 лет!
Этот Круглый стол в рамках Научного совета по сравнительной педагогике будет встречей коллег и товарищей Бориса Львовича, встречей ученых-последователей научной школы З.А. Мальковой–Б.Л. Вульфсона. Мы вспомним Бориса Львовича, замечательного ученого, интеллигентнейшего человека с великолепным чувством юмора, мы обсудим обширное научное наследие Б.Л. Вульфсона, научные проблемы современной компаративистики.
К проведению очного мероприятия уже выйдут номера журналов «Ценности и смыслы» (№4), «Отечественная и зарубежная педагогика» (№4), в которых будут воспоминания о Б.Л. Вульфсоне и научные статьи по педагогической компаративистике.
Несколько слов о Б.Л. Вульфсоне
М.Л. Левицкий, академик РАО, академик-секретарь Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО: «Борис Львович отличался врожденной интеллигентностью и личным обаянием. Общение с ним всегда было интересным, полезным и насыщенным. Нельзя не отметить и его тонкое чувство юмора. Так, совершенное владение французским языком позволяло ему включать собеседников в забавные зарисовки, основанные на языковых нюансах разных провинций Франции, и с учетом исчезающе малого словарного запаса слушателей».
В.П. Борисенков, академик РАО: «Борис Львович покорил меня доброжелательностью, глубиной и широтой своих познаний в разных областях гуманитарных наук. Он никогда не стремился нравиться, напротив, иногда был едок на язык, мог съязвить, но очаровывал широким кругозором и интересом к каждому человеку, с которым он соприкасался и общался, и ярко выраженным остроумием».
А.Н. Джуринский, академик РАО: «В 1970-х гг. Б.Л. Вульфсон занимался вопросами методологии педагогики. Имея это ввиду, руководитель нашей лаборатории по всеобщей истории педагогики, будущий член-корреспондент РАО К.И. Салимова пригласила Бориса Львовича встретиться с сотрудниками и сделать небольшое сообщение. Во время встречи Борис Львович продемонстрировал недюжинную эрудицию, цепкий и ироничный ум, легко, непринужденно и содержательно парировал высказанные суждения».
С.А. Дудко, к.пед.н., последняя ученица Б.Л. Вульфсона: «Являясь известным ученым не только в России, но и за её пределами, Борис Львович оставался всегда открытым к обсуждению и дискуссиям, пусть даже с начинающим исследователем. Главное – нужно было суметь правильно сформулировать мысль и отстоять своё мнение на доказательной основе. Борис Львович умел вдохновлять. С ним можно было спорить, он никогда не был категоричен в своих высказываниях: умел выслушать, тактично сделать замечание, тонко пошутить. Он всегда чему-то учился всю жизнь. В 90 лет он освоил компьютер и научился использовать скайп. Но, конечно, всегда оставался верным своим любимым средствам информации – газете и книге. До последнего года регулярно посещал библиотеку, где подолгу работал с зарубежной прессой».
Е.Я. Орехова, проф., Л.Н. Полунина, доц.: «…большому ученому под силу создать свое большое время, тот временной континуум, в котором осуществляется бесконечный диалог между поколениями, пространствами, смыслами. Опыт диалога с профессором Вульфсоном, который нам посчастливилось получить еще при его жизни, запустил процесс самостоятельного думания об этическом содержании тех вопросов, которые мы задаем себе сегодня – «как жить?» и «что делать?» в науке».
Перечень эссе и статей, подготовленных к публикации в №4 журнала «Отечественная и зарубежная педагогика»
М.Л. Левицкий. О Б.Л. Вульфсоне.
А.Н. Джуринский. Слово об ученом.
А.Н. Джуринский. Зарождение высшего образования в Средневековом мире.
А.П. Суходимцева. Научная школа «Сравнительная педагогика» в деятельности Б.Л. Вульфсона: типологический аспект.
Е.В. Неборский. Сегодняшнее завтра: глобальные риски как фактор трансформации высшего образования.
И.Г. Сухин. Важнейшие аспекты методического обеспечения общего образования в ведущих восточноазиатских странах в условиях глобальных рисков.
Г.Ю. Беляев. Социально-цифровая среда как источник новых возможностей и новых рисков для современного образования.
Перечень эссе и статей, подготовленных к публикации в №4 журнала «Ценности и смыслы»
В.П. Борисенков. Воспоминания о Б.Л. Вульфсоне.
С.В. Иванова. Встречи с Б.Л. Вульфсоном.
С.А. Дудко. Личность Бориса Львовича Вульфсона и его вклад в развитие сравнительной педагогики в России.
Е.Я. Орехова, Л.Н. Полунина. Времена и смыслы компаративистики (к 100-летию со дня рождения профессора Б.Л. Вульфсона).
Е.В. Бережнова. Проявление методологической культуры педагога в сравнительном анализе основных понятий по теме исследования.
Е.В. Неборский. Качественные методы как инструмент верификации данных в сравнительной педагогике.