В преддверии Дня учителя в Москве, во дворе единственной в Европе педагогической Библиотеки имени Константина Ушинского, появились два бюста — министру народного просвещения XIX века Александру Васильевичу Головнину и первому президенту Академии педагогических наук РСФСР Владимиру Петровичу Потемкину. Для Российской академии образования это не просто дань памяти. Это напоминание: устойчивость школы строится на дальновидности реформаторов и самоотверженном служении учителей.
Оба именитых министра работали на перспективу, на свою страну. Александр Головнин придумал инфраструктуру отечественного образования на десятилетия вперед. Владимир Потемкин в тяжелейшие годы войны сумел не только сохранить систему, но и заложить основу для послевоенного рывка — от правил для учащихся до института выпускных экзаменов и медалей. Смысл их уроков прост: образование держится на стратегических решениях и учителях — подвижниках и творцах, которые работают с детьми, наполняют образовательный процесс человеческим теплом.
В российской истории было достаточно испытаний, в которых школа становилась последним рубежом сохранения национального самосознания и человеческого достоинства.
В годы Великой Отечественной войны 86 тысяч педагогов-воинов были награждены орденами и медалями, более 300 стали Героями Советского Союза. Целая дивизия — 82-я мотострелковая, сформированная из учителей Кировской области, — прошла путь от Москвы до Берлина.
Но не только на фронте учителя защищали Родину: в тылу уроки шли в промерзших классах и бомбоубежищах, а школа оставалась местом, где сохранялось будущее. Это и есть феномен российского учительства. Именно учитель становится хранителем смыслов, когда рушатся привычные опоры. Именно он передает эстафету поколений, когда кажется, что связь времен разорвана. Именно в школьном классе начинается возрождение страны.
Сегодня фронт иной. Его линия проходит через классы и ленты новостей. Там, где историю пытаются переписать, учитель становится защитником от беспамятства; там, где распространяются фейки, — проводником к проверенным знаниям и критическому мышлению. И чем динамичнее цифровая среда, тем важнее опора на педагога как личность. Технологии способны расширять возможности учителя и горизонты познания, но никогда не смогут заменить живое слово и личный пример наставника.