РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

Приоритеты образования на будущее – развитие наставничества и вечные ценности

О том, как мир видят дети

Прошедший год для академии был знаменательным: 80-летие РАО, 200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, основателя отечественной педагогической науки, и Год педагога и наставника. Эти три темы и стали ключевыми в работе академии и, соответственно, в докладе президента РАО академика Ольги Васильевой.

Но начнем отчет об общем собрании не с доклада о проделанной работе, а с выставки детских рисунков “Мир глазами ребенка”. В залах академии демонстрировалась только небольшая часть общей экспозиции, а всего она насчитывает почти 200 тысяч картин, созданных с 1897 года по наши дни. Художникам – от 10 до 18 лет.

Праздники дети видели в атмосфере на улицах, в семье, когда 8 марта поздравляли мам и бабушек, и даже, что интересно, в появлении в доме родителей с новым малышом! Очень трогательные картины тринадцатилетней Нади Фроловой – на них молодые мама и папа с грудным малышом на руках – и одиннадцатилетней Екатерины: в дом входит мама с новорожденным братиком (а может, с сестричкой). И это для ребенка праздник!

Есть рисунки сбора урожая в саду, картины зимней и летней природы, портрет всей семьи (семь человек) и торжественные моменты входа в храм! Мне, глядя на эти рисунки, подумалось: вот вам и отношение ребенка к семейным ценностям.

Примечательно, что некоторые юные художники стали профессионалами в живописи: Анатолий Левитин, Дмитрий и Елена Яблонские, Агада Шор, а также Никита Фаворский, погибший в Великой Отечественной войне сын великого графика Владимира Фаворского.

Каким должен быть наставник

Наставники – кто это и какие у них заботы и проблемы? Отчетный доклад президента РАО академика Ольги Васильевой начался с темы создания Концепции развития наставничества. В частности, ученые Центра воспитания и развития личности РАО провели масштабное исследование, чтобы выяснить, в какой степени педагоги влияют на развивающегося человека не только как эксперты в определенной сфере, но и как зрелые носители опыта и духовно-нравственных качеств.

В этом масштабном исследовании, как отмечается в докладе, приняло участие более 4300 педагогов из восьми федеральных округов. Интересно, что более 80% учителей сказали, что помимо основной педагогической работы на уроке, они и в других формах участвуют в воспитании. Более того, были бы готовы “отдавать этому виду деятельности еще больше времени, если бы не необходимость отвлекаться на иную деятельность, в том числе на заполнение документации”.

Заметим, что в перерыве в беседе многие члены академии с огорчением сетовали на бюрократический подход “образовательных начальников”, как они назвали чиновников министерств и ведомств, занимающихся организацией учебного, а значит, и воспитательного процесса. Опыт показал, что “при взаимодействии с грамотным наставником формируется понимание значения в жизни взаимопомощи, взаимоуважения, милосердия, коллективизма и гражданственности. При этом речь не идет только о работе с учениками, но и о передаче опыта от одного педагога другому”.

Ученые РАО выделили 15 основных критических принципов самого наставника, например, уважение к труду, преемственность традиций, ответственность, откровенность и искренность. Васильева признает, что эти и другие нормы, которые должны быть “присущи человеку, передающему свой жизненный и профессиональный опыт, несколько идеализированы и требуют от наставника пристального внимания прежде всего к себе самому”. “Но только имея столь высокие цели и ориентиры, – подчеркивает она, – мы можем воспитать детей и подростков в русле традиционных ценностей нашего общества”.

Для повышения престижа наставничества в этом году, как сообщила президент, академией учрежден Нагрудный знак “Наставник в науке РАО”. Он вручается ученым, имеющим стаж работы в сфере науки и образования не менее 10 лет, внесшим особый вклад в подготовку кадров высшей квалификации, активно занимающимся научной стажировкой, оказанием постоянной и эффективной помощи молодым ученым.

Подробнее