От образования для всех к образованию для каждого. Профессор Людмила Босова о цифровой трансформации педагогики

Меню раздела

Мир переживает цифровую трансформацию: информация становится доступнее, но все чаще публикуются недостоверные сведения, распространяются виртуальные помощники, новые технологии проникают во все сферы. В таких условиях должно меняться и образование, его методики и подходы, в том числе  технологические и психологические: отношение к инструментам и ученикам. Исследованиями, в том числе в этой области занимаются специалисты Российской академии образования. 

Как современные цифровые технологии помогают персонализировать образование? Стоит ли переживать из-за зависимости ребенка от смартфона? Как в эпоху доступной информации изменились образ и статус педагога? Когда надо начинать прививать детям информационную гигиену? Об этом ― в интервью с профессором Людмилой Леонидовной Босовой.

― Массовая доступность информации и информационные помощники, в том числе нейросети и искусственный интеллект, ― это проявления массовой цифровизации. Какие задачи перед педагогикой и образованием ставит цифровая трансформация общества?

― Сфера образования традиционно считается одной из самых консервативных, но в жизни происходят столь серьезные изменения, что и образование не может оставаться таким же, как раньше. И сегодня мы говорим о цифровой трансформации образования. Это масштабное и системное преобразование методов, форм и средств обучения, которое в перспективе позволит наилучшим образом развить способности каждого ребенка. Это переход от образования для всех к образованию для каждого.

В педагогике существуют хорошо известные специалистам понятия дифференциации и индивидуализации. А сегодня благодаря цифровой трансформации мы говорим и о персонализации учебного процесса. Дифференциация была преимущественно внешней. Это ситуация, в которой классы условно делили на «физиков» и «лириков» ― технарей и гуманитариев. Потом начала возникать индивидуализация: смотря на учеников, преподаватель оценивал, кому предмет дается лучше, и давал ему дополнительные интересные задачи, а с кем стоит подробнее и медленнее разобрать материал. Сейчас на основе возможностей цифровой образовательной системы мы получили инструментарий, который позволяет говорить о персонализации.

Персонализацию от индивидуализации отличает то, что ученик высказывает свои предложения по организации и содержанию учебного процесса, более четко формулирует свои интересы. То есть начинается встречное движение, а не только от учителя к ученику. При этом учитель обладает всеми возможностями для создания необходимого образовательного процесса, а ученик благодаря тому, что у него есть доступ к онлайн-ресурсам, может самостоятельно создавать вокруг себя окружение, которое позволит ему лучше раскрыть свой потенциал.

Подробнее