Между школой и родителями важно обозначить красные линии

Меню раздела

Погода в этом сентябре стоит отличная – такая, что иным летом и не снилась. И когда такая теплынь на улице, так не хочется упустить последние солнечные дни. Неудивительно, что время от времени всплывает вопрос о продлении школьных каникул. Подняли его и на Радио «Комсомольская правда». В студии программы «Родительский вопрос» у ведущих Марии Бачениной и Александра Милкуса президент Российской академии образования Ольга Юрьевна Васильева.

– Буквально недавно один из губернаторов на Дальнем Востоке предложил начать новый учебный год в этом году где-то с середины сентября. Может, стоит дать регионам право самим устанавливать начало учебного года? Это обсуждалось очень давно…

– Он же не просто так предложил, а из-за того, что были паводки, и это была вынужденная мера. И без крайней на то необходимости ни о каких переносах мы не говорим.

У нас единое образовательное пространство в стране, единый закон об образовании. У нас есть СанПиНы – санитарные нормы и правила – которые расписывают всю школьную жизнь с точки зрения здоровьесбережения детей: сколько минут идет урок в начальной школе и сколько в старшей, какое количество уроков может быть в день, сколько должны длиться перемены, сколько недель необходимо отвести на каникулы…

– Хорошо, тогда вопрос в лоб. Если мы говорим про здоровье школьников, то очень много написано про длинную, муторную, тяжелую третью четверть, когда в конце февраля, в марте и дети уже на последнем издыхании, и учителя. Может быть, тогда есть смысл поделить четверти по-другому, чтобы дети смогли отдохнуть?

– У нас сейчас много школ работает по триместрам. Но также в школах, которые работают по четвертям, для малышей есть дополнительная неделя каникул в третьей четверти. (Самый распространенный вариант при такой схеме, что неделя каникул выпадает не после окончания четверти или семестра, а ровно через пять недель учебы на шестую. Окончания учебных периодов и выставление оценок не привязаны к каникулам – прим. Ред.).

– Вы считаете, что это лучший вариант?

– Я считаю, что все должно идти строго по возрастной шкале. Малыши не должны переутомляться, и начальной школе, конечно, удобнее работать по триместрам. Старшей школе (10-11 классы), наверное, с точки зрения подготовки к экзаменам, все-таки удобнее по четвертям. Но по школьному уставу школа сама принимает решение, будут ли у нее триместры или четверти, 5-дневка или 6-дневка для 10-11 класса и т.п. И я считаю, что это правильно.

– Ольга Юрьевна, в Российской академии образования создается концепция личностного развития ребенка в семье. Что это означает?

– У нас есть замечательный ученый, чья школа известна, наверное, во всем мире. Это Валерия Сергеевна Мухина. Она академик Российской академии образования, Академии педагогических наук СССР. Именно она является основоположником задела той самой Концепции личностного развития ребенка в семье как основы семейного воспитания, о которой вы говорили.

Наработки Валерии Сергеевны и ее учеников дадут нам возможность осенью этого года, Года семьи в Российской Федерации провести большую конференцию, куда мы пригласим специалистов, прежде всего, психологов, физиологов. Будем говорить о личностном развитии каждого маленького и взрослого человека. Мы в последние годы очень много говорили об индивидуализме. И забыли, к сожалению, о развитии личности в коллективе. Сейчас мы к этому возвращаемся.

Источник