В гостях у Марии Бачениной и Александра Милкуса автор учебников и образовательных программ в области школьной информатики, заслуженный учитель РФ, академик-секретарь Отделения общего среднего образования Российской академии образования Людмила Босова.
М. Баченина:
– Здравствуйте, друзья! В эфире «Родительский вопрос», у микрофона Мария Баченина и Александр Милкус. Саша, приветствуем!
А. Милкус:
– Здравствуйте, всем привет!
М. Баченина:
– В гостях у нас сегодня автор учебников и образовательных программ в области школьной информатики, доктор педагогических наук, заслуженный учитель России, академик-секретарь отделения общего среднего образования Российской академии образования Людмила Босова. Людмила Леонидовна, здравствуйте!
Л. Босова:
– Добрый день!
М. Баченина:
– Почему вам пришла идея позвать учителя информатики? У вас какие-то проблемы были в школе?
А. Милкус:
– Так, спокойно. Нет. Я позвал в данном случае не учителя информатики, а человека, который занимается образовательной политикой, и человека, который член-корреспондент Российской академии образования.
М. Баченина:
– Еще хуже, Саш.
А. Милкус:
– Почему хуже? Это очень важно. Потому что я хотел обсудить вот такую вещь. Относительно недавно, буквально вот в этом месяце, было озвучено поручение президента Российской Федерации о том, что надо разгрузить школьников, что нужно сократить школьную программу. Я занимаюсь образованием, образовательной политикой и вообще историей образования с 1998 года. То есть уже все-таки порядочный срок. И вот этих призывов я слышал очень-очень много. Ну, практически каждый новый министр образования, который приходит в руководство системы образования, начинает разбираться, что происходит, и дает такое распоряжение. В результате у нас все наоборот. Программа все более-более сложная, все более-более интенсивная. Дети, если они выполняют все домашние задания, естественно, никакие санитарные нормы Роспотребнадзора не соблюдают, сидят по 3-4 часа и так далее. Я хотел выяснить и, может быть, обсудить с Людмилой Леонидовной, когда мы действительно выполним уже, наконец, поручение президента и разгрузим школьную программу. Потому что, насколько я помню, основа нашей школьной программы, по которой учатся дети, разработана еще в 40-х годах прошлого века. И потом к ней все больше и больше добавлялись новые знания, новые темы и так далее. Я общаюсь с молодыми, прогрессивными учителями, они, конечно, говорят, что надо выстраивать уже программу, исходя из новых реалий.
Л. Босова:
– Вы знаете, вот такие слова, это же не совсем так было сказано, что «разгрузить» – это не значит снизить нагрузку, как-то что-то оптимизировать. Это же не значит «разгрузить», например, убрать половину содержания, часть содержания. Я просто убеждена, что даже если мы просто возьмем и чисто механически из наших программ уберем половину материала, то точно так же точно такое же количество школьников будет все усваивать полностью, точно такая же часть учеников – наполовину и точно такая же часть учеников и родителей будут ворчать, что они не успевают, не усваивают. Это первый тезис.
Дальше. Посмотрите. Вы говорите, что основы заложены в 40-е годы. После этого было несколько реформ образования, и, конечно же, наши учебные программы менялись. Во-первых, в 2022-2023 году были обновлены Федеральные государственные образовательные стандарты, на основе которых в прошлом году и в этом начале года были созданы Федеральные рабочие программы. И вот там уже определенная оптимизация произошла. То, что программы становятся более информационно насыщенными, это нормально. Ведь задача школьного образования – передать ученикам накопленное знание об окружающем мире. Мир меняется, мир становится более сложным. Ну действительно, ни для кого не секрет, если раньше жутко образованным был человек, который мог складывать, вычитать, умножать, делить, и там еще какими-то формулами оперировал, то сейчас с таким уровнем знаний ты никуда. Мир усложняется, все становится сложнее, человек становится умнее, наши дети способны уже к другим каким-то вещам. Это естественное развитие. Поэтому тут надо быть очень аккуратным, очень осторожным.
Что касается оптимизации программ, то, конечно, ресурсы у нас здесь есть. Мы можем еще раз посмотреть на наши Федеральные рабочие программы по учебным предметам. Мы можем постараться синхронизировать элементы содержания, дидактические единицы с разными предметами. Например, не секрет, что в курсе школьной географии про координаты говорят чуть раньше, чем об этом говорят по математике. А в курсе школьной физики функциями начинают заниматься раньше, чем об этом говорят на той же самой математике. В информатике, например, мы активно пользуемся графами, которые интуитивно вводятся и в математике в 5-6 классе, но только в 9 классе по математике до них доходит дело. Поэтому у нас такой внутренний резерв – это синхронизация. Попытаться сделать хотя бы между частью дисциплин, чтобы одна дисциплина помогала другой, чтобы основная дисциплина, которая раскрывает этот вопрос, выходила вперед, а другие бы этим пользовались. Это первый момент.
И, посмотрите, второй момент. Самые большие сложности у учеников, как правило, возникают с естественно-математическими дисциплинами. Математика, информатика, физика очень сложная, химия, биология. Но сейчас в новых программах в образовательной организации могут выбрать изучение дисциплины на базовом или на углубленном уровне уже в основной школе. Задача базового уровня, а это еще до конца не поняли наши учителя на самом деле, которые привыкли во всем доходить до самой сути и требовать от учеников как можно больше. Так вот, базовый уровень в основной школе, основная школа – это пятый-девятый класс, то есть в седьмом-девятом классе возникают эти дисциплины в обязательном порядке, он предполагает общее знакомство, формирование общих представлений, изучение отдельных алгоритмов, методов, способов. То есть то, что доступно всем, расширяет, развивает кругозор ученика.
А вот на углубленный уровень отводится побольше времени. Вот там уже более глубокое изучение, связь между этими понятиями, решение большого количества задач. Поэтому тут надо определяться. С одной стороны, ведь наши родители чего хотят? Они хотят, чтобы обучение было для ученика комфортным и приятным, чтобы он желательно получал четверки и пятерки, а кроме того, чтобы он успешно сдавал ОГЭ-ЕГЭ и поступал в тот вуз, который им захотелось. Тут сразу работа родителя – определить мотивацию. Сформируй мотивацию в какой-то области у своего ребенка. Постарайся понять, какая склонность у твоего ребенка к чему. И вот уже выбирай маршрут, уходи в класс, где углубленно изучаются те или иные предметы.