Технологическое развитие, современное медиапространство, перегруженное информацией, и переменчивость человеческих ценностей заставляют педагогику как науку решать новые задачи. Особенно это касается подходов к воспитанию детей школьного возраста.
Почему школьников не стоит перегружать объемами знаний? Как современные технологии помогают и вредят образовательному процессу? На какие задачи обращает особенное внимание российская педагогика? Об этом — в интервью с главным ученым секретарем президиума Российской академии образования Светланой Вениаминовной Ивановой.
Светлана Вениаминовна Иванова ― член-корреспондент РАО, главный ученый секретарь президиума РАО, профессор, доктор философских наук. Научный руководитель Института стратегии развития образования Российской академии образования, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию, председатель Ученого совета Института.
― Какие задачи сегодня стоят перед педагогикой как наукой? Какие вопросы она должна решить?
― Педагогика ― и как наука, и как технология, и как опыт воспитания детей ― существует практически столько же, сколько человечество. Это определенная осознанная деятельность людей на протяжении тысячелетий. За 2–3 тыс. лет со времен древнегреческой цивилизации принципиально ничего не поменялось: педагогика все так же занимается воспитанием, обучением и развитием личности. Учитель Александра Македонского Аристотель говорил, что педагог значительно почтеннее родителей: родители дали жизнь, а учитель ― достойную жизнь.
В наше время перед педагогикой стоят очень непростые задачи. Роль образования возросла, от педагогики начали ждать многого. Особенно это стало заметно в ХХ в., когда образование стали соотносить с уровнем развития экономики в развитых странах.
У практики образования есть методологические и теоретические основания, которые создает наука. Поэтому споры, существовавшие на протяжении всего ХХ в., считается ли педагогика наукой, или просто технологией, или лишь искусством любить детей, сами собой сходят на нет.
Конечно, педагогика ― это наука со всеми признаками научного знания. Другое дело, что объект этой науки ― личность, причем не просто личность, а в основном ребенок, поэтому значительно возрастает ответственность и существует необходимость в любви.
Полностью интервью можно прочитать по ссылке.