“Учительская газета”: зачем образованию XXI века идеи Ушинского

Мы проживаем уникальный, знаковый для всего отечественного образования Год педагога и наставника. Символично, что в этот же год мы празднуем 80-летие Российской академии образования и 200-летие со дня рождения нашего выдающегося педагога Константина Дмитриевича Ушинского.

Сторонник фундаментального подхода к обучению подрастающего поколения, доступного и качественного образования не только для мужчин, но и для женщин, приверженец национальной идеи в воспитании, Ушинский оставил нам огромное научное наследие. Его главный труд – «Педагогическая антропология» – так и не был до конца понят современниками, но сквозь века остается основой для развития российской системы образования.

Отец отечественной педагогики подчеркивал: «Самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально приготовленных к исполнению своих обязанностей. Недостаток этот особенно чувствуется в младших классах». Наставник, считал Константин Дмитриевич, должен быть хорошим воспитателем и работать «не на одно обогащение ума познаниями, но на развитие всех умственных и нравственных сил воспитанника». Сегодня эти слова звучат как никогда актуально.

Значение трудов Ушинского для теории и практики воспитания и обучения невозможно переоценить. Закономерно, что даже спустя почти два века педагогическая мысль продолжает возвращаться к его изысканиям. В них Константин Дмитриевич обратился ко всем основным аспектам деятельности педагога, рассмотрел насущные вопросы обучения и воспитания, обосновал систему стратегических направлений развития российского образования.

Ключевой для современности представляется идея Ушинского о создании национальной русской школы как непременного условия прогрессивного развития страны и нравственного просвещения народа. Ученый был убежден, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Принцип народности в общественном воспитании Ушинский подтвердил собственным беззаветным педагогическим и нравственным служением России, своему народу. Он подчеркивал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Мы и сегодня видим в этом суждении наставление современным педагогам.

Полностью статью можно прочитать по ссылке.