“Российская газета”: Ольга Васильева: Сегодня мы ищем новые пути развития детских объединений

Сегодня, 19 мая, исполняется 100 лет со дня основания пионерской организации. Немногие нынешние школьники и студенты поймут значение строк Степана Щипачева, что в голове у каждого, кто был пионером: “Как повяжешь галстук – береги его, он ведь с красным знаменем цвета одного”. Смысл пионерского движения, конечно, не только в ношении галстука. А в чем еще? Нужно ли сегодняшним детям что-то подобное? Обсуждаем с президентом Российской академии образования, доктором исторических наук Ольгой Васильевой.

Ольга Юрьевна, какой бэкграунд пионерия оставила современной молодежи?

Ольга Васильева: Переоценить вклад, который внесла пионерия в развитие Советского Союза, становление его граждан, невозможно. Все чаще звучат ностальгические воспоминания о ней, и это неслучайно. Для многих поколений пионерский лозунг, символика, поездка в летний лагерь – самые светлые воспоминания. Советские пионеры искренне верили в ценности и идеалы организации, дружба, труд и взаимопомощь не были для них пустым звуком.

Что касается дня сегодняшнего, несмотря на то что уже несколько поколений выросли в отрыве от непосредственно пионерской идеологии, наши крупнейшие детские центры продолжают использовать те наработки, которые применялись в советских летних лагерях, продвигать те же ценности, объединять ребят из разных концов страны.

Возможно ли возрождение пионерии?

Ольга Васильева: Нам нужно для начала задуматься о том, а есть ли необходимость в том, чтобы возродить именно пионерию? Сегодня очень важно не повторять ошибок прошлого. Собрать все лучшее, что было, и вместе с тем двигаться вперед.

Наверное, о каждом поколении говорят: “они другие, они не похожи на нас”. Но я глубоко убеждена: меняются не столько сами дети, сколько условия, в которых они растут. Ребята все также любят родителей, дружат в школе, получают “пятерки” и “двойки”… Все чувства, эмоции, причины для переживаний остаются прежними, меняются лишь условия. В чем-то, я уверена, растущие в цифровом мире современные дети лучше нас.

Анализируя то, какие они, что им нужно, чего им не хватает, можно думать о детской общественной организации, которая поможет им самореализоваться, почувствовать свою причастность к большому и важному общему делу. А будет ли она называться пионерской организацией, движением школьников, получит какое-то метафорическое название – не столь важно. Важны идеи и ценности, которые она будет нести.

Прочитать интервью полностью можно по ссылке.