Разбудить на уроке. Какие исследования нужны российской школе

Меню раздела
В прошлом году РАН и Российская академия образования подписали соглашение о сотрудничестве. Это важный шаг, позволяющий объединить накопленный опыт и потенциал двух академий. О будущем педагогической науки “РГ” рассказала президент РАО Ольга Юрьевна Васильева.

Ольга Юрьевна, какие исследования важны школе прямо сейчас?

О.Ю. Васильева: Все, что касается здоровья детей. Это было востребовано всегда, но сегодня – особенно важно. Почему? Цифровизация меняет образование, и то, как эти изменения отражаются на ребенке, ученые только начинают понимать. Например, наши психологи провели исследование дневной сонливости школьников. Оказалось что у 21% мальчиков и 39% девочек – выраженная дневная сонливость. И это при норме 9 часов сна у подростка 11-14 лет.

Учебные перегрузки, неправильное распределение времени, компьютерные игры и соцсети уменьшают продолжительность ночного сна. А это плохо сказывается на успеваемости. И наши ученые исследуют, как связано обучение и способность воспринимать информацию с проблемами со сном. Это пример одного из междисциплинарных исследований, на стыке гуманитарных и естественных наук. Таких будет становиться все больше.

Я не случайно делаю акцент на здоровье детей. Мы “пересобрали” Координационный совет РАН и РАО “Здоровье и образование детей, подростков и молодежи”, провели первое публичное его заседание в новом составе, где определили приоритетные направления работы. Среди них, например, “Междисциплинарные исследования в сфере физического, психоневрологического, когнитивного здоровья и развития детей, подростков и молодежи”, “Педагогические, психологические, психофизиологические и медицинские исследования в интересах совершенствования образовательных технологий личностного развития обучающихся”, “Научные основы технологий здоровьесбережения в процессе образования” и другие. Над этими темами вместе работают ученые РАН и РАО, академики, очень сильные коллективы.

Полностью интервью можно прочитать по ссылке.