Почему дети часто зубрят учебники и не умеют рассуждать, рассказали в РАО

Почему детям часто приходится зазубривать учебники? Для чего развивать умение видеть связи между предметами и формировать единую картину мира? Об этом и многом другом рассказали в Российской академии образования.

О необходимости понимать связи между разными школьными предметами рассказал доктор педагогических наук, академик РАО, профессор Василий Синенко. Его выступление размещено на странице РАО в социальной сети.

Профессор исследовал, почему некоторые предметы вызывают у школьников затруднения. Выяснилось, что одной из серьезных причин выступает незнание ими логики изучаемого предмета. Основной логикой для ребят является учебник – как авторы построили курс физики или истории, таковы и есть эти предметы для учащихся. Дети следуют структуре учебника, зазубривая некоторые положения.

При этом метапредметность как ключевой фактор образовательных стандартов оказывается исключенной. Однако она обеспечивает такой способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, который образует в сознании детей единую картину мира, единый подход к наукам. Тогда в их головах всплывает не учебник, а наука – физика, история и другие, а также связи между ними. Эта задача стоит перед российским образованием, не все ее приветствуют, поскольку она требует перестройки деятельности и подхода к обучению и воспитанию.

Важным фактором метапредметности выступает интеграция – состояние связанности отдельных частей и функций системы. Интеграция переживала серьезные диалектические изменения. Если до середины 19 века в научном познании дифференциация доминировала над интеграцией, то с середины 19 века – наоборот. Интегрируя ряд наук, ученые стали получать новые науки – биофизику, например.

Полностью статью можно прочитать по ссылке.