О.Ю. Васильева: школьные программы пора дорабатывать

В конце учебного года по традиции мы собираем наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся школьного образования, в адрес президента Российской академии образования, академика О.Ю. Васильевой и обращаемся с просьбой ответить на них.

Беседу вел специальный корреспондент Вячеслав Терехов.

 Естественно, что, как говорил Козьма Прутков, “нельзя объять необъятное”. И потому пришлось, к сожалению, оставить за бортом беседы немало интересных вопросов. Но все же наиболее часто повторяемые мы оставили. На первом месте – жалобы на чрезмерные домашние задания.

– Должна напомнить, что не только учителя и родители об этом говорят. В перечне поручений по реализации Послания президента России Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию вошел пункт о необходимости сбалансировать учебную нагрузку на детей, “в том числе за счет сокращения реальных временных затрат на выполнение домашних учебных заданий”, “сокращения мероприятий по оценке уровня знаний”!

Что можно сделать? Сами учителя отсылают для ответа на этот вопрос к наличию федеральной образовательной программы. И контроль знаний, контроль усвоения необходим при изучении практически каждой темы по большинству предметов. Соответственно, чтобы сократить размеры домашних заданий, необходимо пересмотреть программы по предметам, приблизить их к реалиям урока. Учителю необходимо в рамках одного занятия провести и проверку домашней работы, и пройти новую тему, объяснить и качественно закрепить новый материал, отработав его так, чтобы все в классе усвоили. А дети разные, поэтому больше времени уходит на объяснение и проверку знаний. И чуть замешкается учитель – не впишется в годовую программу. Вот и получается, что расширение объема объяснения и контроля “съедает” время на освоение программы, вытесняет существенную ее часть на самостоятельное освоение и закрепление.

Электронный журнал – нововведение, но все ли там продумано?

– Почему же таких проблем раньше не было? Как наши учителя справлялись?

– Вспомните, как было раньше: традиционно всегда объясняли, потом закрепляли в том числе и домашними заданиями, рассказами на уроках…. И еще вспомните, когда давали домашнее задание, в уголочке классной доски писали номера параграфа, упражнений, и при этом учитель еще и проговаривал, о чем это задание, просил открыть учебник и посмотреть упражнение (задачу): все ли понятно по заданию, как выполнять дома.

Это был отдельный методический прием для повторения пройденного, для предварительной помощи ребенку в выполнении домашнего задания. Сейчас этого все меньше. Сейчас электронный журнал. А как быть ребенку в первом-втором классе, который смотрит в учебник и иногда не понимает, чего от него хотят? Только и остается идти к родителям! Родители начинают лезть в чаты, выяснять домашние задания и делать вместе с ребенком, а иногда – и вместо него. В результате? Задание выполнено, но учитель не может определить, правильно ли ученик понимает тему. К тому же, у ребенка может в связи с этим не сформироваться навык самостоятельной работы. И время пребывания у экрана компьютера при электронных дневниках резко выросло.

Учителю сложно увидеть общую нагрузку по домашним заданиям, то количество заданий, которые дают другие педагоги. Зачастую учителя не имеют практической возможности “сверить часы”, им технически сложно согласовывать домашние задания. Эту проблему все-таки можно и нужно пытаться решить организационно-методически, внутри педагогического коллектива.

Понятно, каждый из предметников считает, что его предмет главный. Нам также ясно, что старшие классы должны знакомиться с последними достижениями науки. Но все это закладывается в учебниках и программах, в которых – основы наук. Программы со временем заметно уплотнились, и с этим надо работать… И почему же все кардинально поменялось именно в плане домашнего задания, в плане закрепления материала, который дети проходят? Почему так произошло?

– Хороший вопрос! Так почему?

– Я задаю этот вопрос учителям. Они называют разные причины, почему нет межпредметных связей. Приведу несколько примеров: понятие о координатах на уроках географии идет раньше, чем на уроках математики. С функциями на физике ребята сталкиваются раньше, чем на математике. И таких примеров много. И получается, что, если раньше педагоги прекрасно знали где, что и когда изучают, то теперь часто бывает так: учителя, работающие в параллели, по сути не знают, кто, кому и что задал! Получается, что суммарно эта работа по подготовке домашнего задания увеличивается по времени, хотя мы четко понимаем, что есть СанПиН, нормы которого нарушать нельзя.

Явно назрела необходимость дорабатывать программы! Надо попытаться сделать так, чтобы один предмет помогал другому. На эту тему есть диссертационные работы и исследования, есть разработки, которые позволяют это сделать в рамках одной школы.

Мы в академии создали Научный совет по естественно-математическому образованию. И первая задача, над которой мы сейчас работаем – объединить специалистов, чтобы они договорились, постарались усилить интеграцию при изучении тем по разным предметам, укрепить межпредметные связи. Устанавливаются они с большим трудом, хотя все понимают их важность. Я думаю, что усилиями академиков РАО это может получиться.

Источник