«Независима газета»: Ольга Васильева: Нужны квалифицированные преподаватели, которые бы обучили учителей

Меню раздела

О том, в каком состоянии сейчас находятся педагогические науки, почему так мало защит диссертационных работ по самым востребованным темам и как эту ситуацию исправить, в беседе с обозревателем «НГ» Натальей САВИЦКОЙ рассказывает президент Российской академии образования Ольга ВАСИЛЬЕВА.

– Ольга Юрьевна, от того, как развиваются педагогические науки, зависит фактически наше будущее. В каком состоянии они находятся сегодня?

– Не скрою, что одним из наиважнейших вопросов для меня после избрания президентом РАО стал вопрос о состоянии педагогических наук на современном этапе. Я знала, и меня это очень удивляло, что самое большое количество защит по диссертациям сегодня – это работы по юриспруденции, политологии и… педагогике. В то же время самое большое количество диссертаций, которые отклоняются, – тоже по педагогике.

Так как я по образованию историк, для меня важны всегда факты и цифры. Я попросила главу Высшей аттестационной комиссии, вице-президента РАО Владимира Михайловича Филиппова помочь мне разобраться, в чем причина этого явления.

Мы создали в РАО Лабораторию координации мониторинга исследований по педагогическим и психологическим наукам. Она-то и предоставила обширные данные по защитам диссертаций в этой области. Выводы после анализа этих цифр обескуражат любого. Мониторинг всех диссертационных работ по педагогическим наукам за последние 10 лет свидетельствует, что защищено 9749 диссертаций. Из них 869 – докторских, 8800 – кандидатских. Анализ диссертаций говорит о крайне низком качестве этих работ.

На первом месте по количеству защищенных работ – английский язык, самый широкий спектр тем, с ним связанных. На втором – коммуникации. На третьем – профессиональные навыки и компетенции. Меньше всего защищались аспиранты по методике преподавания русского языка, литературы, истории, географии. И получается, что те предметы, которые формируют юного человека как гражданина и патриота, остаются без сильной методической поддержки. Наука здесь не помогает.

Напомню, уж простите, вторую статью Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В ней сказано: «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства». Подчеркну: в интересах семьи. А у нас практически нет защит по таким темам, как воспитание, взаимодействие семьи и школы, многим другим важным темам. Понимаете?..

На основании всего мной перечисленного можно сделать такой вывод. В стране сегодня сложилась ситуация с нехваткой высококвалифицированных специалистов – кандидатов и докторов наук, причем в самой важной области педагогического знания – в области методики преподавания важнейших для школы предметов. Нужны квалифицированные преподаватели, которые бы обучили учителей.

Полностью статью можно прочитать по ссылке.