РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Отделение российской словесности

История создания Отделения
Отделение российской словесности – самое молодое из отделений Российской академии образования. Оно создано в 2017 году по инициативе Президента РАО, академика РАО Л.А. Вербицкой.

В настоящее время в Отделении российской словесности РАО состоят 2 академика РАО, 9 членов-корреспондентов РАО, 1 профессор РАО.

Результаты деятельности и достижения Отделения
  В 2022 году работа Отделения российской словесности велась в соответствии с утвержденным государственным заданием ФГБУ «Российская академия образования», разделами и пунктами Сводного календарного плана реализации мероприятий в рамках выполнения государственного задания РАО на 2022 год, а также в соответствии с поручениями руководства Академии.
  В соответствии с Уставом РАО подготовлены материалы о деятельности Отделения российской словесности в 2021 году в Отчет о научной, научно-организационной и финансово-хозяйственной деятельности Российской академии образования в 2021 году. В соответствии со Сводным календарным планом реализации мероприятий подготовлены предложения о приоритетных направлениях развития исследований в сфере наук об образовании.
  В соответствии со Сводным календарным планом реализации мероприятий РАО «Организация и проведение заседаний Бюро Отделения российской словесности» были проведены заседания Бюро Отделения российской словесности, на которых рассматривались организационные вопросы работы Отделения и заслушивались научные доклады:
  Январь 2022 года – на заседании Бюро был заслушан доклад о концепции монографии «Образовательная языковая политика».
  Февраль 2022 года – проведено расширенное заседание Бюро Отделения российской словесности «Языковое единство и разнообразие народов Российской Федерации», посвященное Дню родного языка и старту Десятилетия языков коренных народов ООН.
  Март 2022 года – на заседании Бюро был заслушан доклад «О концепции комплексной модели международной российской школы».
  Апрель 2022 года – проведено расширенное заседание Бюро Отделения российской словесности в рамках проведения 3-го дня I Международной ассамблеи Российской академии образования «Ученик в современном мире: формула успеха».
  Май 2022 года – на заседании Бюро бы заслушан доклад «Полилингвизм в современном образовании (теория и методика предметно-интегрированного обучения родному языку в условиях билингвизма).
  Октябрь 2022 г. – на заседании Бюро был заслушан доклад «Теология и университет».
  Декабрь 2022 г. – на заседании бюро Отделения был заслушан доклад «Теория и практика создания текстов «новой природы».
  В заседаниях Бюро Отделения участвовали приглашенные ученые и эксперты в области соответствующих научных докладов.

  В соответствии со Сводным календарным планом мероприятий РАО на 2022 год была проведена Международная конференции «Людмила Алексеевна Вербицкая – ученый-филолог, организатор науки, попечитель русского языка», которая прошла 16-17 июня 2022 г. в Российской академии образования. Члены отделения выступали на пленарных заседаниях и приняли участие в секционных заседаниях.
  24-25 ноября 2022 г. прошел «Международный филологический форум памяти академика Людмилы Алексеевны Вербицкой». Активной подготовкой и проведением форума занималась академик РАО Т.В. Кортава. Члены отделения выступили с докладами на секционных заседаниях.
  24-25 ноября 2022 г. прошла ХIV Международная научно-практическая конференция «Педагогика текста. Проблема авторства». Конференция проходила в Санкт-Петербурге в смешанном формате. Организаторами конференции выступили Российская академия образования, Санкт-Петербургский государственный университет, Группа компаний «Просвещение», АНПО «Школьная Лига», Программа «Литературное творчество» ОЦ «Сириус». Член-корреспондент РАО Е.И. Казакова приняла активное участие в подготовке и проведении конференции.

Перспективы и направления деятельности Отделения
Основной задачей отделения
является содействие развитию научных исследований в сфере наук об образовании по тематике отделения (содействие развитию языкового образования с учетом многоязычия в Российской Федерации, содействие развитию образовательных технологий в области языкознания и литературоведения с использованием современных цифровых разработок, содействие продвижению образования на русском языке и языках народов Российской Федерации, научное и методическое обеспечение преподавания родных языков, русского языка как государственного, русского языка как иностранного и иностранных языков в системе образования Российской Федерации), научно-методическое и научно-организационное обеспечение, координация проводимых исследований, проведение экспертизы, анализ и прогноз состояния и развития российской и мировой науки по тематике отделения, а также осуществление деятельности, направленной на достижение целей, осуществление основных задач и функций Академии, установленных законодательством Российской Федерации и уставом РАО.

Основные направления деятельности отделения:
– Решение важнейшей задачи – укрепление единства многонационального народа Российской Федерации путем создания единого языкового и образовательного пространства, создание условий для гражданской самоидентификации жителей Российской Федерации.
– Экспертное и аналитическое сопровождение исследований и специально ориентированных программ в области осуществления языковой политики в Российской Федерации.
– Проведение исследований и разработок, осуществление экспертной деятельности для гармонизации ситуации в части взаимодействия общегосударственного языка РФ и языков народов РФ при их использовании в качестве государственных.
– Экспертное и аналитическое сопровождение программ продвижения образования на русском языке и языках народов РФ.
– Проведение исследований и разработок в сфере полилингвального и поликультурного образования (в частности, в полиэтнических регионах РФ).
– Экспертно-аналитическое сопровождение подготовки кадров для системы образования в части русского языка и литературы.
– Экспертно-аналитическое сопровождение модернизации образовательных стандартов, программ и учебных пособий в области русского языка, родных языков, литературы.
– Содействие развитию образовательных технологий с акцентом на проектные и исследовательские методы в условиях формирования такого явления как «тексты новой природы» и соответственно категории «новой грамотности».
– Проведение исследований и разработок, осуществление экспертной деятельности в области лексикографии русского языка и языков народов РФ.
– Проведение исследований и разработок, осуществление экспертной деятельности в области создания общенациональной независимой системы оценивания языковых компетенций граждан РФ.
– Проведение исследований и разработок, осуществление экспертной деятельности в части программ поддержки и развития чтения.