22 апреля 2021 года в Челябинске завершилась работа двухдневной XI Международной научно-практической конференции «Национальная безопасность и молодежная политика: киберсоциализация и трансформация ценностей в VUCA-мире».
Организаторами мероприятия выступили Российская академия образования, Южно-Уральский научный центр РАО и Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.
Главной темой конференции в этом году стала вовлеченность молодежи в виртуальную реальность. Более 700 экспертов со всей России и стран ближнего зарубежья обсуждали, как цифровая среда влияет на личность, поведение, мировоззрение и образ жизни подростков и молодых людей. Акроним VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity – нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность) в названии 11-ой конференции лишь усилил повестку, подчеркнув изменчивую и сложную среду современного мира в условиях быстроменяющейся реальности.
«Из года в год на площадке нашего университета рассматриваются различные аспекты информационной безопасности. В этом году эксперты обсудят, как обезопасить современную молодежь от угроз цифрового общества, ответить на вызовы VUCA-мира», — обратилась с приветствием к участникам мероприятия ректор ЮУрГГПУ Татьяна Александровна Чумаченко.
Открывая пленарное заседание, первый заместитель губернатора Челябинской области Ирина Альфредовна Гехт отметила повышенное внимание государства к вопросам цифровой безопасности, подготовки педагогов с новыми компетенциями, противодействию деструктивным организациям в интернете. «Мы сегодня связываем вопросы цифровой трансформации и киберсоциализации с вопросами национальной безопасности», – сказала первый заместитель губернатора Челябинской области.
На пленарном заседании с докладом выступила руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования Ольга Александровна Ульянина, которая отметила, что активная деятельность в интернет-пространстве несёт ещё одну опасность – психологическую. «Страницы в соцсетях, блоги, интернет-дневники становятся мишенью для злоумышленников и инструментом воздействия на психику их владельца. Всё большую популярность набирают такие виды воздействия на пользователей соцсетей, как флейминг, груминг, киберсталкинг, хейтинг, троллинг», – сказала она.
Старший научный сотрудник Волгоградского научно-образовательного центра РАО Александр Сергеевич Калинин рассказал о новом виде взаимодействия педагога и ученика – педагогическом блогинге. «Учитель должен формировать новые коммуникации в интернете, потому что он должен разговаривать с учеником на одном языке, – подчеркнул Александр Сергеевич. – Важно повышать медиакомпетентность педагогов. Современная интернет-среда предлагает массу способов создания интересного контента, в том числе и педагогического. Это и блогосфера, и аудиоподкасты, и ютуб- и тикток-каналы, и педагогический стриминг, и вебинары. Всё это площадки для создания новых форм педагогического общения».
Главный научный сотрудник Лаборатории профессионального образования Института стратегии развития РАО, член-корреспондент РАО Ольга Владимировна Гукаленко рассказала о том, какую роль занимают молодые специалисты в формировании безопасной среды в сети: «Молодёжь может стать как инициатором создания безопасной цифровой среды, так и её разрушителем, поэтому к решению проблем VUKA-мира следует активно привлекать именно молодых людей, формируя тем самым нравственный и интеллектуальный капитал нации».
Начальник Управления стратегического развития Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина Павел Кириллович Калашников рассказал о негативных последствиях отсутствия регулирования образовательных курсов в интернете. «Когда интернет-среда набирала популярность, нишу образования заполнили всевозможные коучи, мотиваторы, тренеры успешности, большинство из которых были мошенниками. Это, в свою очередь, сформировало негативное отношение, недоверие к интернет-образованию, – отметил Павел Кириллович. – Кроме того, всевозможные современные интернет-каналы носят зачастую деструктивный характер, смещают нравственные ориентиры молодёжи и разрушают жизненные стратегии».
Во второй день участники конференции продолжили работу в секциях по шести направлениям: «Педагогическое образование в VUCA-мире: тенденции, возможности, перспективы», «Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и вариативности образовательного процесса», «Воспитание человека в обществе и образовании в условиях современных глобальных преобразований», «Киберсоциализация молодежи (поколения Z): уроки пандемии», «Деструктивно-агрессивные сообщества в социальных сетях как угроза национальной безопасности» и «Современные угрозы виртуального пространства: механизмы манипуляции и методы контрпропаганды».
В рамках конференции, 22 апреля стартовал молодежный форум «Трансформация ценностей современной молодёжи: противодействие экстремизму и терроризму». Студенты посетили образовательный трек «Управление собой и изменениями. Как жить в постоянно меняющемся мире?», мастерскую «Профилактика буллинга и манипулятивного виртуального воздействия» и приняли участие в мастер-классе «Позитивная киберсоциализация молодежи в условиях образовательного пространства».