Учёные обсудили научные школы в дефектологии прошлого и настоящего

Меню раздела

23 мая 2024 года в РАО состоялся круглый стол «Научные школы в дефектологии прошлого и настоящего», организованный лабораторией развития высшего специального(дефектологического) образования Центра развития инклюзивного образования Российской академии образования.

В работе круглого стола приняли очное и дистанционное участие около 100 слушателей – преподаватели вузов, научные сотрудники, аспиранты, магистранты, студенты старших курсов педагогических вузов, практические специалисты и педагоги образовательных учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Екатеринбурга, Казани, Саранска, Перми, Хабаровска, Воронежа, Московской, Кировской, Ростовской, Новосибирской, Тамбовской областей, Хабаровского края. 

С докладом «Научная школа: цели, преимущества и риски институционализации» выступила Иванова Светлана Вениаминовна, главный ученый секретарь президиума РАО, академик РАО, доктор философских наук. В своем выступлении она рассмотрела феномен научной школы в научной литературе, рассказала о целях проведения институционализации научных школ и нормативно-правовых обоснованиях проведения данной работы, представила примерный механизм институционализации научных школ РАО.

Ведущий аналитик лаборатории развития высшего специального (дефектологического) образования Центра развития инклюзивного образования Российской академии образования, заместитель директора по научной работе Института коррекционной педагогики, главный редактор научно-методического журнала «Дефектология», доктор психологических наук, профессор Игорь Александрович Коробейников представил сообщение «Вклад В.И. Лубовского в специальную психологию: критерии   формирования научной школы», где обозначил наиболее важные критерии научной школы, среди которых: четко определяемые истоки и детерминанты зарождения школы, отражающие преемственные связи научного знания; целостная и непротиворечивая базовая методология; появление зрелых исследователей-единомышленников; официальное и неформальное признание результатов исследования профессиональным сообществом.

Заведующая лабораторией развития высшего специального (дефектологического) образования Центра развития инклюзивного образования Российской академии образования, профессор РАО, доктор педагогических наук Юлия Олеговна Филатова в своем докладе «Вклад Р.Е. Левиной в логопедию: критерии формирования научной школы» представила ретроспективный анализ логопедии как научной дисциплины через призму научных идей Р.Е. Левиной.

На круглом столе была представлена выставка научных трудов Р. Е. Левиной и В. И. Лубовского, подготовленная Сауле Дауровной Жамансариевой, сотрудником Информационного центра «Библиотека имени К.Д. Ушинского» РАО.