В классических педагогических университетах страны обучается 202 тысячи студентов, которые совсем скоро начнут работать с детьми в российских школах. Какие вызовы стоят перед этими людьми? Что ждет систему отечественного педагогического образования? Эти и многие другие вопросы обсудили участники III Всероссийского форума “Педагогическое образование в классическом университете”, проходящего в эти дни в Российской академии образования (РАО).
Отказ от Болонской системы: “шаг к неподвластности чуждым влияниям”
Большинство экспертов, присутствующих на форуме, были едины во мнении, что один из главных современных вызовов для высшей школы – отказ от Болонской системы.
“Россия возвращается к национальной системе высшего образования”, – заявила президент РАО Ольга Васильева.
По ее мнению, стране жизненно необходимы стратегические решения, способные обеспечить совершенствование системы образования, подготовку квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей отраслей экономики и социальной сферы.
“Выход России из Болонского процесса стимулировал наше движение к технологическому суверенитету, к неподвластности чуждым влияниям, к исключению самой возможности утраты идентичности”, – отметила глава РАО, подчеркнув, что развитие невозможно без опоры на прошлое и установок на будущее.
Напомним, что в 2023 году президент Владимир Путин подписал указ о пилотном проекте по отказу от Болонской системы образования. Он предусматривает установление двух уровней высшего образования – базовое высшее образование и специализированное высшее образование.
Проект будет реализован до 2026 года в 6 вузах страны, которые уже привлечены к этой программе и разрабатывают новые педагогические модели.
Заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев подчеркнул роль вузов, участвующих в апробации. По его словам, участники проекта могут выступать учебно-методическими центрами.
“Апробированные и согласованные сообществом новые модели педагогического образования должны тиражироваться, не дожидаясь завершения эксперимента”, – подчеркнул он, добавив, что “нужно внедрять наработки, а не оттягивать реализацию этих изменений”.
Эпоха нейросетей: “усилить человека в человеке”
Использование искусственного интеллекта и нейросетей в педагогике – еще одна дискуссионная тема форума.
“Кто формирует контент для нейросетей в сфере образования? Где же педагогическое сообщество?” – обратилась Ольга Васильева к участникам мероприятия.
Спикер провела параллель с периодом развала СССР.
“Получается, что мы опять наступаем на те же грабли, что и в 90-х: кто-то создает контент, обучает нейросеть, а потом нейросеть говорит, что нам делать”, – заявила она.
При этом Васильева подчеркнула, что важно самим работать над наполнением нейросетей фундаментальной информацией, а не быть пассивными наблюдателями, которые поглощают готовый контент.
Обратив внимание слушателей на проблему отсутствия оцифрованных материалов, глава РАО заявила, что существует разрыв между информацией, которую мы имеем, и той, наследниками которой мы являемся.
“У нас не оцифрована история отечественной педагогики, не оцифрованы теоретические работы”, – подчеркнула Ольга Васильева.
В связи с этим эксперт отметила, что учитель в современном мире должен критически подходить к контенту, предлагаемому нейросетью, анализировать его и участвовать в создании материала, чтобы образовательный процесс был эффективным.
“В эпоху стремительного развития технологий нужно усилить человека в человеке”, – резюмировала спикер.
“Три столпа, на которых держится страна”
Как показывает статистика, педагогические направления подготовки становятся в России все более приоритетными и востребованными среди абитуриентов, что отражается на контрольных цифрах приема (КЦП): за пять лет рост данного показателя составил более 20 процентов. По словам Дмитрия Афанасьева, в динамике педагогика занимает 3 место после инженерного и медицинского образования.
“Это и есть три столпа, на которых держится страна”, – отметил замминистра. При этом он привел данные, согласно которым в 2024-2025 гг. объем бюджетных мест на педагогические направления подготовки составил более 75 тысяч.
Кроме того, по его оценкам, расширение возможностей для получения педагогического образования сопровождается постоянным ростом среднего балла абитуриентов, зачисленных на бюджетные места.