В РГГПУ прошла дискуссионная площадка III Всероссийского форума «Педагогическое образование в российском классическом университете». Круглый стол, посвященный теме «Экосистемный подход в педагогическом и профессионально-педагогическом образовании», собрал ученых и педагогов вузов, колледжей, образовательных центров Екатеринбурга и Свердловской области. Дистанционное участие в работе круглого стола приняли ученые из различных городов России. Организаторы мероприятия: Научный центр РАО на базе РГППУ и Региональный научный центр РАО УрФУ.
Предметом обсуждения стали сущность и методология экосистемного подхода в образовании, также был представлен анализ практических кейсов и перспектив внедрения экосистемных форматов в практику педагогического и профессионально-педагогического образования.
В выступлении доктора пед. наук С.Л. Фоменко (РГППУ) были раскрыты основы проектирования образовательных экосистем и перспективы развития профессионально-педагогического образования на основе экосистемного подхода.
Н.В Ломовцева (проректор УрГАУ) познакомила участников круглого стола с многообразием отечественных и зарубежных образовательных экосистем подготовки педагогов. Среди них отечественные: образовательная экосистема «Сколково», «Сеть центров компетенций 1С»; «Профильные центры подготовки»; Академия Минпросвещения России; корпоративный университет московского образования, педагогический акселератор; Российские образовательные сообщества «Метаверситет» и «Институт широкополосного образования», «Школа навигаторов»; а также зарубежные образовательные экосистемы США, Китая и Финляндии.
Примеры, модели и практические кейсы реализации экосистемного подхода в профессиональном образовании стали предметом научного анализа в выступлениях докторов пед. наук В.С. Третьяковой (РГППУ), В.А. Чупиной (РГППУ) и директора филиала УрФУ в г. Краснотурьинск М.В. Белоусова. На примере образовательной практики «Первоуральского металлургического колледжа» В.С. Третьякова показала перспективность реализации принципов экосистемного подхода. В выступлении В.А. Чупиной и М.В. Белоусова раскрыты экосистемные черты образовательного кластера (на примере Северного управленческого округа Свердловской области) и высказана идея эволюции кластера в образовательную экосистему.
Канд. социол. наук Т.А. Заглодина и канд. филос. наук Л.Э. Панкратова (РГППУ) раскрыли экосистемный характер проекта «Обучение служением», его воспитательный потенциал и возможности социализации, развития гражданской активности молодежи на основе экосистемных форматов образования.
Целый ряд выступлений был посвящен вопросам взаимосвязи экосистемного подхода и цифровой трансформации образования.
Теоретико-методологические вопросы формирования цифровой экосистемы образовательно-профессионального пространства вуза были представлены в докладе доктора пед. наук Л.В. Моисеевой (УрГПУ) и О.В. Селезневой (докторант РГППУ).
Было обращено внимание на необходимость осмысления процессов цифровой трансформации образования и экспертизы проектов цифровой образовательной экосистемы на основе педагогических принципов, принципов гуманизма и человекосообразности (доктор филос. наук Л.М.Андрюхина, РГППУ), необходима своего рода «пересборка»методологических оснований в понимании сущности коммуникации в образовании (канд. социол. наук Т.А. Орешкина, УрФУ; канд. филос. наук А.А. Карташева, НИУ ВШЭ).
Был также представлен опыт применения экосистемного подхода в подготовке педагогов, развитии их профессионализма. Об опыте экосистемной организации педагогической практики в подготовке лингвистов к профессиональной педагогической деятельности рассказала канд. пед наук А.Г. Ковалева (УрФУ). А.В. Молоднякова (НТГСПИ(ф)РГППУ) и канд. пед. наук Д.Е. Щипанова (РГППУ) показали, что применение современных технологий в подготовке педагогов по самой их сути требует организации образовательного процесса в экосистемном формате. Это компьютерные 3D-технологии, кейс-технологии, инклюзивный хакатон, акселератор образовательных проектов и др.
Участники дискуссии подводя итоги, отметили, что экосистемный подход сегодня — это уже не только теоретико-методологическая конструкция, но реальная, активно развивающаяся практика образования. По итогам обсуждения участниками Круглого стола были сформированы рекомендации.