ВлГУ по заданию Минобрнауки России подготовил Концепцию олимпиадного движения для учителей-словесников

Меню раздела

8-9 декабря во Владимирском государственном университете прошел Всероссийский очный семинар по обсуждению Концепции олимпиадного движения для учителей, преподавателей русского языка и литературы.

shablon-dlya-foto

Разработчиком Концепции выступил коллектив филологов, педагогов и психологов ВлГУ по заданию Министерства образования Российской Федерации в рамках реализации проекта «Разработка концептуальных подходов проведения олимпиад и иных конкурсных мероприятий для учителей, преподавателей в области русского языка и литературы».

В семинаре приняли участие более 300 человек: представители органов управления образованием субъектов РФ, ученые ведущих вузов России, учителя-словесники, руководители и методисты институтов развития образования из Москвы, Владимира, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Иванова, Калуги, Костромы, Томска, Пскова, Перми, а также будущие учителя – студенты.

Для подготовки Концепции были проанализированы открытые источники – сайты, порталы, содержащие информацию об олимпиадах и конкурсах для учителей-словесников. Кроме того, по всей стране шел мониторинг, в ходе которого были собраны сведения о практике проведения олимпиад и существующих проблемах в их реализации. Наиболее активны были Архангельская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Ростовская, Томская, Тульская области, Чукотский и Ямало-Ненецкий АО, Республика Карелия.

Коллектив разработчиков Концепции интересовали вопросы, связанные с правовым и материально-техническим обеспечением олимпиад для учителей русского языка и литературы, с квалификацией оргкомитета и жюри, количеством участников, методическим обеспечением олимпиад, наличием отзывов о практике проведения олимпиад, доступностью участия, методическим сопровождением участников олимпиад, способами формирования мотивации у учителей для участия в олимпиадах и конкурсах.

 «Для любого учителя участие в олимпиаде – это реализация себя, своего педагогического опыта и таланта, возможность профессионального роста, повышения квалификации. Вот почему так важно, чтобы учитель принимал участие в конкурсах профессионального мастерства и олимпиадных состязаниях. Только учитель, сам принимающий участие в олимпиадах, сможет подготовить ученика, который добьется успеха на олимпиаде для школьников!» – рассказала директор Пединститута ВлГУ Марина Артамонова.

Полученные создателями Концепции данные позволили сформировать целостное представление об опыте реализации олимпиадного движения для учителей русского языка и литературы в России. Исследователи раскрыли содержание понятия «олимпиадное движение» и выработали собственные концептуальные подходы к реализации олимпиадного движения для учителей-словесников.

Проведенный анализ позволил выявить отличительные признаки в опыте проведения олимпиад и конкурсов и определить основные проблемные зоны в организации олимпиадного движения. К числу проблем относятся отсутствие системности в проведении конкурсных мероприятий для учителей, невысокая вовлеченность молодых специалистов в участие в профессиональных конкурсах, недостаточность методической помощи и наставничества в современной школе, отсутствие трансляции опыта учителя по окончании конкурсов, несистемное сотрудничество вузов и институтов развития образования в проведении конкурсов для педагогов.

Успешные практики организации олимпиад и конкурсов для преподавателей словесности в России и проблемы правового, материального, мотивационного, содержательного характера в их реализации обсуждались на семинаре в ВлГУ. В его рамках прошли пленарные заседания, секционные заседания и круглые столы.

shablon-dlya-foto2

На пленарном заседании с приветствиями к участникам обратились ректор ВлГУ Анзор Саралидзе, советник президента Российской академии образования, академик РАО Виктор Дронов, вице-губернатор, руководитель представительства администрации 33-го региона при Правительстве РФ Сергей Невзоров, заместитель главы администрации города Владимира Оксана Ерашова, директор Пединститута ВлГУ Марина Артамонова.

«Наш педагогический коллектив гордится тем, что имеет возможность принять участие в реализации федеральной программы и внести свой вклад в дело поддержки и укрепления русского языка и его государственного статуса. В нашем университете сильная педагогическая школа, в том числе и по подготовке учителей русского языка и литературы. На семинар приехали представители Российской академии образования, с которой нас связывает плодотворное сотрудничество не только в вопросах модернизации образования, но и в общем деле укрепления русского языка и национальных культурных традиций», – отметил глава владимирского вуза.

Участники семинара обсуждали Концепцию олимпиадного движения, уточняли предложения по устранению проблем, выявленных в ходе анализа открытых источников и мониторинга. Кроме того, были дополнены программы повышения квалификации педагогических работников по вопросам подготовки и участия в олимпиадном движении учителей, преподавателей в области русского языка и литературы.

Решение этих проблем предполагается осуществлять за счет совершенствования нормативно-правовой базы в части защиты и поддержки русской словесности, повышения качества подготовки педагога и школьного образования, развития системы непрерывного образования. Это обеспечит учителям-словесникам дополнительные возможности для совершенствования профессиональных компетенций и создаст равные условия для участия в олимпиадах и конкурсных мероприятиях.

Основным итогом семинара стало принятие доработанного варианта Концепции олимпиадного движения для учителей, преподавателей русского языка и литературы, которое призвано дополнять конкурс «Учитель года». Концепция согласована с содержанием и организацией образовательного процесса в системе повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы. Она соответствует основным принципам государственной политики государства в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ».