17 ноября 2016 года в Российской академии образования под председательством Людмилы Алексеевны Вербицкой прошло очередное заседание Федерального учебно-методического объединения по укрупненной группе специальностей 45.00.00 «Языкознание и литературоведение».
Первый вопрос повестки был посвящен актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных профессиональных образовательных программ. В настоящее время учебно-методическими советами ФУМО разработаны 9 образовательных стандартов и две примерные программы. Стандарты по направлениям «Филология» и «Фундаментальная и прикладная лингвистика» (уровень бакалавриат) получили положительные заключения экспертов, остальные стандарты проходят экспертизу.
В ходе заседания были заслушаны доклады руководителей рабочих групп ФУМО. Проректор – руководитель управления по работе с молодежью МГУ им. М.В. Ломоносова Татьяна Владимировна Кортава рассказала о деятельности группы «Формирование языковой политики РФ в области русского языка». Группа успешно реализует проекты, направленные на развитие билигвального, поликультурного образования, разработку новых учебно-методических комплексов по русскому языку, систем тестирования и учебных курсов. К работе по данным проектам привлечены специалисты ряда федеральных вузов.
Руководители группы по электронно-дистанционному образованию и фондам оценочных средств Елена Наумовна Пенская и Михаил Витальевич Корышев представили планы работы своих подгрупп на 2017 год.
Основным вопросом повестки заседания стал вопрос о разработке Концепции педагогического образования во ФГОС 3++. Директор Центра русского языка и культуры МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Николаевна Ковтун рассказала историю возникновения идеи создания Концепции, описала цели и задачи, представила основные положения будущего документа. В процессе разработки новой версии Федеральных государственных образовательных стандартов в связи с формированием Национальной системы квалификаций России возникает целый ряд проблем, общих для различных направлений подготовки и специальностей, относимых к классическому университетскому образованию. Одной из самых актуальных проблем становится проблема отражения во ФГОС различных уровней высшего образования, готовности университетских выпускников к преподавательской деятельности в системе средней и высшей школы. В целях упорядочивания подходов к подготовке выпускников для педагогической деятельности и в целях формирования целостной и сопряженной подготовки к педагогической деятельности на трех уровнях высшего образования (бакалавриат – магистратура / специалитет – аспирантура) и будет разрабатываться данная Концепция.
Члены ФУМО поддержали идею разработки Концепции. В ближайшее время будет сформирована рабочая группа.
Следующее заседание Федерального учебно-методического объединения по языкознанию и литературоведению состоится в 2017 году.