24 февраля в Российской академии образования прошло расширенное заседание бюро отделения философии образования и теоретической педагогики с участием представителей других отделений РАО.
С сообщением на тему «Направления повышения качества педагогических диссертаций», подготовленным авторским коллективом в составе академика РАО, научного руководителя факультета психологии НИУ ВШЭ Владимира Дмитриевича Шадрикова, члена-корреспондента РАО, декана факультета педагогического образования МГУ Николая Христовича Розова, заместителя декана факультета педагогического образования МГУ Алексея Владиславовича Боровских, выступил А.В. Боровских.
Докладчики выделили среди прочих три направления, активизация деятельности по которым, по их мнению, может способствовать повышению качества диссертационных исследований:
1) Специализированные еженедельные научные семинары, которые формируют методологическую, научную культуру исследователя.
2) Специализированные научные конференции. С позиции аспиранта, соискателя, молодого исследователя участие в конференции имеет исключительное значение, поскольку позволяет узнать мнение «постороннего» специалиста о представляемой работе, услышать полезные советы, рекомендации, соображения.
3) Специализированные научные журналы, в которых публикуются статьи с подробным и тщательным обоснованием. Читателями этого журнала являются специалисты, и их интересуют обоснования, аргументация, доказательность. Такой подход формирует требования к логике доказательств, что обеспечивает самое главное в публикации − достоверность результата.
С докладом также выступила Нина Валентиновна Бордовская, заместитель председателя экспертного совета по педагогике и психологии Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки, академик РАО. Нина Валентиновна выделила основные причины появления некачественных диссертаций. Во-первых, за последние 25 лет защита диссертационной работы перестала быть серьезным научным событием, сегодня защита даже докторских исследований поставлена на поток. Во-вторых, на данный момент наблюдается кризис педагогической науки: трудно выделить фундаментальные теории, отсутствует систематизация идей, концепций, методик. Еще одна причина — человеческий фактор. Ежегодно уровень подготовки научно-педагогических кадров снижается.
В состоявшемся после выступлений обсуждении участники мероприятия отметили, что без создания соответствующей среды, атмосферы, которая стимулирует научный поиск, невозможна подготовка актуального научного материала. Один из важных выводов дискуссии состоит в том, что диссертация – это вторичный продукт научного исследования, поэтому необходимо ставить вопрос о качестве научных исследований в педагогике.