Как должны соотноситься школьные образовательные программы и курсы дополнительного образования? Может ли робот стать ассистентом учителя? Члены Российской академии образования (РАО) обсудили перспективы интеграции основного и дополнительного образования в условиях цифровизации.
«Добрый день. Меня зовут РОМА. Я робот. Поздравляю всех с прошедшим Днем учителя!» – такими словами поприветствовал собравшихся на заседании Отделения общего среднего образования РАО опытный образец, созданный учеными Казанского федерального университета.
Имя робота расшифровывается как «РОбот Малогабаритный Антропоморфный». Он обладает способностями распознавания образов, лиц, речи, движения, а также голосовыми возможностями и двигательными функциями. На собрании членов Отделения его представил член-корреспондент РАО, доктор технических наук Сергей Григорьев, который выступил с докладом на тему «Интеграция основного и дополнительного образования при обучении информационным технологиям учащихся основной и старшей школы».
В ходе своего выступления Сергей Григорьев рассказал о возможностях применения антропоморфного механизма при обучении детей. Исследования доказывают, что общение антропоморфного организма и учащегося значительно эффективнее, чем аналогичный «диалог» между компьютером и ребенком.
«Представляется важным и интересным использование функциональных возможностей антропоморфных механизмов. Их можно применять в качестве ассистентов учителя в школе или в качестве ассистентов преподавателя в центрах цифрового образования», – заметил Сергей Григорьев.
Как отметили участники заседания, центральной фигурой в школе должен оставаться учитель, а информационные технологии должны облегчать его работу – освобождать от рутинных задач.
«Есть вещи, на которые современному учителю тратить время совершенно необязательно. Текущий контроль за него могут осуществлять различного рода интеллектуальные системы. А вот развитие креативного мышления, сохранение творческих и человеческих начал в образовании – это главная задача учителя, на которую у него зачастую не хватает времени», – отметил и.о. академика-секретаря Отделения общего среднего образования РАО Виктор Павлович Дронов.
Кроме того, в своем докладе Сергей Григорьев рассмотрел возможности развития системы методических материалов для центров цифрового образования детей «IT-Куб» в процессе интеграции основного и дополнительного образования. Центры «IT-Куб» создаются в рамках национального проекта «Образование». Сегодня их число достигает 123, всего предполагается создание 340 центров «IT-Куб» во всех субъектах РФ. Центры цифрового образования ориентированы на подготовку учащихся основной и старшей школы в области информационных технологий.
«Нам необходимо научиться применять информационные технологии так, чтобы учащийся быстрее и эффективнее овладевал знаниями. Предоставить ему ту информацию, которая его интересует, и которая ему действительно нужна, помочь ему сделать правильный выбор», – заключил Сергей Григорьев.